Это особенно ценно, если учесть, что зачастую работникам музеев приходится совершать настоящие подвиги, вытаскивая предметы старины буквально с помоек.
Подставка под лампу в 500$
На первый взгляд бронзовая фигура мужчины, позеленевшая от времени и с налётом грязи, кажется тяжеловесной и не очень внушительной. Разве что чувствуется что-то античное в мощном торсе бородача.
- Если присмотреться, то можно увидеть следы спайки, словно фигура - одна статуэтка, а кольцо взяли от другой, - рассказывает научный сотрудник музея Алексей ГУЛЯНИН. - Видимо, в качестве простой статуэтки она была не очень нужна хозяину, поэтому её и переделали во что-то полезное для хозяйства - подставку под лампу. Но несмотря на все эти маленькие особенности, она уже сейчас стоит на аукционе 500 долларов.
Долгое время скульптура находилась в семье Ларисы Лазурко - председателя совета ветеранов педагогического труда. Исторические корни бывшей подставки под лампу уходят в Санкт-Петербург, где проживали родители её покойного мужа. Он работал смотрителем на аукционах, а затем художником-оформителем в мастерской Николая и Святослава Рерихов. Видимо, знаток прекрасного просто не смог пройти мимо статуэтки. И вот спустя годы пребывания в семье Лазурко бронзовый мужчина станет музейным экспонатом.
Жемчужины среди пыли
Подобная ситуация не в новинку для работников фондов областного музея. Желающих освободить квартиру от ненужных вещей или бабушкиного наследства в нашем городе немало.
- Чаще всего нам звонят по телефону с просьбой прийти посмотреть или с вопросами «а нужно ли вам?..» - рассказывает хранитель отделов фондов Наталья БОГДАНКОВА, которая имеет на своём счету не один разговор с коллекционерами поневоле. - Часто бывают предметы, которые у нас уже имеются. Тех же швейных машинок подольских 2-ого класса «М» много. А если «Зингер» ещё на чугунном основании с ножным приводом конца 19 начала 20 века - это уже раритет.
Нередко мурманчане приносят в музей по-настоящему ценные вещи, при этом разворачиваются и уходят, сами не осознавая, какую «жемчужину» они нашли среди пыли. Работники музея вспоминают, как однажды бабушка принесла то ли украшение, то ли церковную утварь из драгоценного металла и с драгоценными камнями. И после этого благодетельница пропала. Однако бывают и обратные ситуации: люди пытаются продать музею и лопаты, и грабли, и ширпотреб, который есть в каждой семье.
Одна из основных проблем анонимных сокровищ - невозможность проследить историю вещи, составить её легенду. На помощь искателям в музее приходит Интернет, но порой найти в нём информацию крайне сложно. И получается, что, возможно, из этой чашки, что сейчас красуется за витриной, пил великий царь или был отравлен хитрый дворцовый интриган, но об этом уже никто не узнает.
Портсигар Фаберже
Оценивать «подкидышей» сложно, но интересно. Многие ценятся материалом, например, украшения, другие уникальны временем создания. Так, имеются в фондах музея книги 16 века. Однажды добрая душа принесла настоящий портсигар Фаберже с автографами великих князей.
К слову, попадают вещи в музей зачастую в плачевном состоянии. Тот же портсигар появился в половинчатом виде. Бывает, что из-за грязи, пыли, ржавчины трудно представить первоначальный вид. Что уж говорить о «найдёнышах» на помойках?
- Раньше у нас были экспедиции от музея, - вспоминает о расцвете культурного поиска Наталья Богданкова. - Например, на побережье в населённые пункты, в то время достаточно многочисленные, которые сейчас даже на карте не обозначены. Сотрудники собирали предметы поморского, саамского быта.
Чтобы спасти частичку истории, зачастую приходится идти на настоящую охоту. Якорь с «Ермака», который красуется сбоку от музея, был практически самовольно вынесен, когда сам корабль отправили «на иголки», а якорь - на переплавку.
Рассказывать о необычных экспонатах с ещё более необычными историями можно часами. Разве не интересно узнать о самоваре в виде первого искусственного спутника Земли, который принесла работнице музея её соседка? Или попытаться услышать тиканье часов, принадлежавших капитану Копытову, выполненных в виде фигуры сказочного персонажа Часовщика из сказки Андерсена? Все эти предметы прошли через множество рук и имеют на своём счету долгие годы и многие километры.