Красно-белый Псков. В первые дни революции бились за вокзал

   
   

Причём псковичи внесли весомый вклад в победу большевиков и, соответственно, в поражение сторонников Временного правительства.

Не пропустить эшелоны

Дело в том, что приверженцы прежней власти надеялись использовать прифронтовой Псков в качестве плацдар­ма для наступления на восставший Петроград. Прекрасно осознавая такую возможность в ночь на 24 октября (по старому стилю) – то есть, за сутки до знаменитого залпа «Авроры» - из Питера в Псков заблаговременно отправилась в помощь местным большевикам группа революционных матросов во главе с балтийским моряком Панюшкиным

«Его вызвал Свердлов. «Немедленно отправляйтесь в Псков, - сказал Яков Михайлович, - и организуйте надеж­ный заслон. Временное правительство попытается вызвать с фронта войска. В Питер их пустить нельзя… Возьмите с собой боевых моряков-большевиков и действуйте», - позже вспоминала жена Якова Свердлова, одного из лидеров большевистской партии.

Впрочем, узнав о том, что восстание увенчалось успехом, псковские партийцы, до того пребывавшие на полулегальном положении, и сами сразу же активизировали свою деятельность. Уже 26 октября при поддержке рабочих и солдат им удалось провести перевыборы в местный Совет и получить при этом подавляющее большинство голосов. А в конце этого дня обновлённый Совет принял резолюцию о том, чтобы предпринимать все меры для остановки казачьих эшелонов, двинутых к Петрограду для борьбы с революцией.

Тогда же в городе создали Военно-револю­ционный комитет (ВРК), члены которого сразу захватили телеграф, почту, военкомат, железнодорожный узел, где выставили свои по­сты. То есть, под контролем новой власти оказались все важнейшие городские объекты.

Кстати, за сутки до того, вечером 25 октября в Псков прибыл удравший из Петро­града глава Временного правительства Александр Керенский. Но узнав, что там получили телеграмму об его аресте, он поспешил в Остров под защи­ту казаков из III Конного корпуса.

   
   

«Союз меча и орала»

«Весть о прибытии Керенского в Остров мгновенно разнес­лась по городу. У его квартиры стал собираться народ. Толпа увеличивалась. Преобладали солдаты местной части. Серошинельная толпа, вначале спокойная, вскоре стала вести себя явно недружелюбно. Поднялся шум, послышались крики, го­лоса, требовавшие ареста Керенского. Пришлось вызвать це­лую сотню казаков для охраны главковерха», - рассказывал очевидец событий.

По словам одного из островских большевиков, арестовать бывшего главу правительства не удалось, хотя местный ВРК и принял такое решение. Но на защиту Керенского встали контрреволюционные офицеры и часть казаков, что помогло ему благополучно добраться до станции и в тот же день покинуть негостеприимный Остров.

А 27 октября в Псков прибыла ещё одна заметная политическая фигура того времени -
лидер эсе­ров, бывший министр земледелия Временного правительства Виктор Чернов. При его активном участии в тот же день в городе был образован так называемый Комитет спасения ро­дины и революции, куда вошли эсеры, мень­шевики и другие сторонники Временного правительства.

Его приверженцы не рискнули выступить с оружием в руках против новой власти. А вот самим оружием активно запасались. Например, при обыске в одном из домов по Ново-Алексеевской улице (в районе теперешней Со­ветской, у 11-й школы) члены псковского ВРК обнаружили целый склад, принадлежавший «коми­тету спасения». Там было около 1 тыс. винтовок, 31 ящик ручных гранат, 72 тыс. патронов, револьверы и т.п.

Отдельно стоит рассказать о борьбе сторонников и противников новой революции за железнодорожную станцию Псков. Ведь, как мы помним, главной задачей большевиков в те дни было сделать всё, чтобы задер­жать казаков и не пропустить их к сердцу революции - Петрограду.

Из рук в руки

Обновлённый Совет и ВРК опирались в Пскове на поддержку со стороны рабочих и революционно настроенных солдат. Но, например, 27 октября генералу Краснову с помощью сотрудников железнодорожной админи­страции, саботировавших распоряжения новой власти, удалось провести на большой скорости 3 эшелона казаков на Петро­град.

Тогда большевики усилили свои посты на вокзале и других ключевых объектах города вооруженными отрядами. Это по­действовало. Одновременно группа железно­дорожных рабочих отправилась в сторону станции Торошино, чтобы разобрать рельсы и вообще закрыть эшелонам путь на столицу.

Следующий шаг сделали «белогвардейцы». Поздним вечером того же дня к Пскову стали стягиваться казачьи подразделения. Всего – несколько сотен человек. На следующий день в городе начались массовые аресты большевиков, а псковский железнодорожный узел и вокзал оказались в руках новоприбывших.

Но уже назавтра революционно настроенные солдаты сняли охрану у ворот псковской каторжной тюрьмы и выпустили свыше 300 солдат и несколько офицеров, арестованных за выступление против Вре­менного правительства. А потом вместе с ними отправились выбивать казаков с железно­дорожной станции. Так, что к утру 30 октября она снова оказалась под контролем большевиков.

Дальше события завертелись ещё стремительней. Вечер 30 октября – на станции хозяйничают казаки, вечер 31 октября – солдаты под командованием питерского большевика Панюшкина занимают часть вокзала, 2 часа спустя – солдаты обезоружены, а Панюшкин арестован.

1 ноября в Псков прибывает ещё 400 военнослужащих, лояльных Временному правительству. Но сторонники новой власти собираются с силами и в тот же день оконча­тельно захватывают вокзал, а вскоре берут под контроль и весь город.

Таким образом, власть в Пскове с 1 ноября целиком пе­решла в руки военно-революционного комитета. Началась новая эпоха в жизни старинного русского города…

Смотрите также: