Юрий Киселёв: кому принадлежит «гордость великороссов»?

   
   

Символический ключ от этого, можно считать, нового «экспоната» был вручён директору Псковского Государственного объединённого историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Юрию Киселёву. Возникло ощущение начала новой эпохи для сердца Пскова - его кремля. Какой-то она будет?

Посмотрели - обомлели

- Юрий Николаевич, псковский кремль был всегда открыт для всех, но давно речь идёт о том, чтобы сделать его полноценным туристическим объектом. Значит ли музеефикация кремля то, что теперь там за каждый чих будут брать деньги?

- Я бы не стал так радикально смотреть на процесс. Трагедия, когда в огне сгорели сразу две башни кремля, думаю, заставила нас наконец-то посмотреть на эту проблему кремля не с точки зрения «гордости великороссов», а с более приземлённых позиций. Посмотрели - и обомлели: то, что мы считаем своей основной ценностью, оказалось, никому не принадлежит. А значит, спрашивать за случившееся не с кого! Стены, башни, Довмонтов город числятся на балансе Росимущества, но всё это великолепие нуждается в постоянной защите, охране и заботе. Только из областного бюджета на поддержание относительного порядка в кремле выделяется почти 4 млн рублей ежегодно, но отдача равна нулю. Как поступил бы на нашем месте рачительный хозяин? Заставил бы исторический комплекс работать! Другой разговор, что делать это нужно грамотно, отталкиваясь от строгой научной концепции, над которой мы сейчас и работаем по поручению общественного совета.

- Давно над этим работают, но, например, храмы Рождественской батареи, раскрытые ещё в прошлом веке археологом Белецким-старшим, так и стоят. Как говорится, ни туда и ни сюда…

- Если говорить об этом объекте, то он вызывает, пожалуй, наиболее ожесточённые споры: академик Кирпичников как член совета считает, что их необходимо полностью реконструировать. Другие полагают, что этого делать нельзя, так как у нас нет ни планов, ни даже их изображений. Моё личное мнение: надо восстановить хотя бы один из них, чтобы у псковичей и гостей города возникло реальное представление о средневековом городе.  Но, повторюсь, этот вопрос достаточно сложный, поэтому решено обсудить его на более высоком уровне, и Рамазан Колоев, руководитель Департамента культурного наследия Министерства культуры, поддержал нас в этом.

«Квартальный» план - на 30 млн  евро

- Каким должен стать псковский кремль?

   
   

- Местом, где мы могли бы показать не только себя (я имею в виду сам заповедник), но и увидеть древний Псков. Сейчас, например, начались восстановительные работы на Власьевской башне. Уже достигнута договорённость, что бывший там некогда ресторан, так сказать, опустится в её тулово, а верхняя часть получит смотровую площадку, с которой открывается совершенно потрясающий вид на город. В перспективе кремль может стать одной из интерактивных площадок так называемого «Музейного квартала», о создании которого мы давно мечтаем. В пределах окольного города могли бы расположиться и кузнецы, и ткачи, другие народные умельцы, которые готовы показать своё искусство гостям. При этом я ратую за то, чтобы вернуть в кремль полноценную охрану, которая здесь была раньше. Плюс - обязательное видеонаблюдение, не говоря уже о полномасштабном обследовании и установке пожарной сигнализации на всех объектах кремля - допускать повторения весенних пожаров мы не имеем права.

- Юрий Николаевич, вы упомянули о проекте «Музейный квартал». Немного подробнее об этом проекте…

- Идея давно витала в воздухе. Ещё Юрий Спегальский ратовал за то, чтобы сделать в Пскове пешеходную зону (от кремля до Поганкиных палата), но сейчас она близка к реализации как никогда. Тем более что «Музейный квартал» стал одним из пунктов федеральной программы «Сохранение культурного наследия и его использование в России». Всемирный банк готов подключиться к проекту, «цена вопроса» - 30 млн евро. В сентябре Псков посетили эксперты, произвели расчёты, и если добро будет получено (об этом мы узнаем уже после Нового года), то можно будет делать следующий шаг - объявлять конкурс на проектную документацию. Речь пока идёт о трёх объектах: Поганкиных палатах, здании художественно-промышленного училища Фан-дер-Флита и палатах Рокотова у Сокольих ворот. Рассчитан проект на три года, если (повторюсь) наши предложения будут приняты. Но мы не ждём у моря погоды: сейчас идёт замена кровли на Поганкиных палатах - областная администрация выделила на это более 11,5 млн рублей. Завершается реконструкция палат Подзноева. Это коммерческий объект, но в данном случае мы будем иметь неплохой пример частно-государственного сотрудничества. Сейчас там, например, ведётся сооружение стоянки для автотранспорта, которая способна будет принять и туристические автобусы, и транспорт гостей города. Так сказать, приехал, поставил машину, сначала - в музей, а потом - за пищей насущной.

Технология гостеприимства

- Какие ещё объекты могут войти в Музейный квартал?

- Мы давно мечтаем о фондохранилище: общее количество экспонатов в музее насчитывает более 600 тысяч единиц хранения, при этом только 5% (!) мы можем выставить на всеобщее обозрение. Решить эту проблему поможет новое здание, которое, скорей всего, появится на месте, где когда-то стояла детская поликлиника. Есть современные технологии, которые помогут превратить его в зону показа. Любому туристу будет интересно, как, например, работают реставраторы. Думаю, что на 4 тысячах квадратных метров (именно такой площадью будет обладать хранилище) найдётся место и для организации такой интерактивной площадки. Пока у нас нет архитектурного решения, но если нам удастся вписаться в федеральную программу, то проектировщики сумеют нам в этом помочь. А своих идей мы накидаем!

- А начали мы наш разговор с псковского кремля. Вы не видите тут противоречия?

- Никакого. Наш город уникален: он компактен, как все старые русские исторические центры, и многообразен, потому что на такой ограниченной площади можно найти следы абсолютно всех эпох. Поэтому наша задача - дать возможность к ним прикоснуться. Но первый шаг мы уже сделали.

- Какой?

- Святые ворота уже открыты!

Смотрите также: