Богатые открывали для всех роддома и училища

   
   

Но так было не всегда. Чтобы в этом убедиться, достаточно посетить несколько мест, свидетельствующих о том, что некогда Москве дарили по-настоящему нужные вещи.

Самая малая родина

И логичнее всего стартовать оттуда, где, возможно, некоторые из вас появились на свет. Для этого нужно добраться до Миусской площади и остановиться перед роддомом № 6. При советской власти он носил имя Крупской, что было нелепо. Надежда Константиновна на поприще материнства, как известно, не отличилась. Но теперь справедливость восторжествовала - роддом назван в честь Агриппины Александровны Абрикосовой, супруги «шоколадного короля» Российской империи Алексея Абрикосова. Вот уж кто-кто, а она знала, что такое выносить и родить ребёнка, - всё-таки мать 22 (!) детей. Кстати, сейчас есть особый смысл почтить память Агриппины Александровны и посетить это место: ровно 120 лет назад начал работу «бесплатный родильный приют и женская лечебница с постоянными кроватями А. А. Абрикосовой». Первый параграф устава нового заведения гласил: «Содержится за счёт учредительницы». И, надо сказать, содержался он неплохо. Заведующим был назначен зять Абрикосовой, знаменитый врач-акушер Рахмонов, а зарплаты персоналу были положены такие, что очень скоро под крышей приюта собрался весь цвет российского акушерства, - даже сестра милосердия получала в год около 300 руб., что превышало средний оклад в этой области примерно вдвое. Стоит ли удивляться, что качество работы в новом приюте было высочайшим - детская смертность и смерть при родах составляли всего 1%, что даже по европейским меркам казалось недостижимым. Агриппина Александровна еженедельно навещала рожениц и дарила им подарки.

Не оставила она своей заботы о молодых матерях, даже уйдя из жизни, - отдельной строкой в её завещании стояли 100 тыс. руб. на дальнейшее обустройство приюта. Но наследники решили иначе. Добавив своих капиталов, они после смерти родительницы обратились к властям с просьбой дозволить выстроить новый, ещё более комфортабельный роддом. Для себя они выговаривали только одно условие: «Приют должен именоваться «Городской бесплатный родильный приют имени Агриппины Александровны Абрикосовой» и служить для удовлетворения неимущего класса городского населения». 25 мая 1906 г. завещание Абрикосовой исполнили - роддом открылся.

Хлеба и техники!

На первый взгляд вопрос: «Что общего между автомобильной механикой и цареубийством?» - отдаёт шизофренией. Тем не менее кое-что общее всё же есть. Чтобы в этом убедиться, нужно всего-навсего прийти на 1-ю Дубровскую улицу и полюбоваться зданием МАМИ. Московский автомеханический институт раньше назывался Комиссаровским техническим училищем. А назван он был так в честь событий 4 апреля 1866 г., когда Осип Комиссаров отвёл в сторону руку Дмитрия Каракозова, который стрелял в императора Александра II. Выстроено училище было в том же 1866 г. на деньги Петра Губонина, который, по словам Витте, «представлял собой толстопуза, простого русского мужика, с большим здравым смыслом, но почти без всякого образования». Пётр Ионович был, как выражались в те времена, «происхождения самого подлого», то есть вышел из крепостных. Однако здравый смысл в нём и впрямь присутствовал - очень скоро каменных дел подмастерье выбился в мастера, а потом и в подрядчики, да так, что стал одним из королей железнодорожного строительства. Как живётся мастеровому люду на Руси, бывший крепостной, конечно, знал не понаслышке, а потому своих рабочих старался не обижать. За счёт чего, кстати, и был увековечен в русской литературе. Некрасов в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо» вложил в уста некогда голодавшего рабочего следующие строки: «А ныне, милость Божия! - // Досыта у Губонина // Дают ржаного хлебушка, // Жую - не нажуюсь!»

Убийственный парадокс

А этот пример показывает, что иногда благотворительность может выйти боком. Во всяком случае для Николая Александровича Алексеева это вышло именно так. Будучи крупным промышленником и очень богатым человеком, он в 33 года был избран московским городским головой. В заслугу Алексееву можно поставить многое - и новое место для городской  Думы, где потом располагался музей Ленина, и проведение в Москву водопровода, но в памяти многих он остался как крупный благотворитель, иждивением которого была выстроена знаменитая психиатрическая лечебница - воспетая Высоцким Канатчикова дача. Вернее, впрочем, говорить не об иждивении, а об очень эффективном сборе средств. По легенде, когда Николай Александрович обратился за денежной помощью к скоробогатею Ермакову, тот, куражась, сказал: «Поклонись мне в ноги - миллиона не пожалею!» Алексеев смиренно поклонился, и, поскольку дело было при свидетелях, Ермакову ничего не оставалось, как сдержать слово. Но, как видно, от добра добра не ищут. В марте 1893 г. в приёмный день к городскому голове явился некий человек. Когда Алексеев принял его, тот вытащил револьвер и несколькими выстрелами в упор смертельно ранил мэра. Выяснилось, что убийца был сумасшедшим, который некогда проходил лечение на той самой даче.

   
   

Кто и что ещё дарил Москве

Александра Медведникова - гимназия в Староконюшенном пер. (ныне - школа № 59 им. Гоголя); больница для неизлечимо больных и богадельня (ныне - Больница святителя Алексия, бывшая Пятая градская).

Варвара Морозова - психиатрическая клиника им. А. А. Морозова на Девичьем поле (ныне - психиатрическая клиника им. Корсакова); Институт им. Морозовых для лечения страдающих опухолями (ныне - Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П. А. Герцена); бесплатная библиотека-читальня им. И. С. Тургенева (ныне - Библиотека им. Тургенева).

Козьма Солдатёнков - Солдатёнковская больница (ныне - им. Боткина); ремесленное училище для бесплатного обучения бедных детей (ныне - корпус № 2 Московского государственного текстильного университета им. Косыгина).

Сергей Строганов - бесплатная школа рисования (ныне - Московский государственный художественно-промышленный университет им. Строганова).

Павел Третьяков - собственный особняк и коллекция произведений искусства (ныне - Третьяковская галерея).

Алексей и Герасим Хлудовы - детская больница Хлудовых при Московском университете (ныне - Клиника детских болезней ММА им. Сеченова).

Смотрите также: