Куда деть сотни уволенных людей?

   
   

На предприятии начинается процедура банкротства, это если официально, а если нет, то сотням людей попросту не на что покупать еду и платить за обучение ребенка.

Но многие продолжаются на что-то надеяться: на помощь государства, родственников, на то, что комбинат снова начнёт работать. Понять, насколько сложна ситуация можно только на месте.

«Кризис» - самое употребляемое слово»

Дорога к Парфино занимает много времени – покрытие похоже на марсианскую поверхность, разбитое, в выбоинах и дырах. А людям надо добираться по этой дороге на работу в другие районы, ведь далеко не все нашли себе заработок в поселке. Естественно, пособий и льгот не хватает. Не на что купить продукты, заплатить за садик. Помогают родственники, живущие в других районах, общественный организации привозят гуманитарную помощь, Красный Крест кормит детей. А как парфинцы сами пытаются решить проблему? Не будут же они месяцами ждать манны небесной?

- В последние годы складывалось такое ощущение, что Россия вышла из кризиса, - отметил Карштен Солхейм, координатор Программ Норвежского Красного Креста в России, Украине, Молдове, Беларуси и по Кавказскому региону. – В Европе уже укоренилось мнение, что Россия сильная страна без серьёзных трудностей. Сейчас, когда мы приехали в Парфино, видим несколько иную картину.

У вас нет ощущения, что сейчас любые проблемы сводятся к одной – экономический кризис? Вот и в Парфино все проблемы от закрытого завода. Но при этом стоит напомнить: закрытие завода ожидали ещё в августе прошлого года, когда наметившиеся проблемы стали очевидны всем. К декабрю предприятие встало совсем. Основная часть работающих ушли в вынужденный отпуск, и именно с тех пор нормальной заплаты они не видели. Далее людей кормили надеждами на помощь правительства, на новые заказы, в конце-концов на полное восстановление завода.

- Когда появились первые тревожные сигналы, в августе 2008 года, мы обратились с вопросами к владельцу комбината, - рассказывает Евгения Юлевская, председатель комитета по труду и социальной защите Парфинского района. – Но он отвечал, что проблем нет, производство будет налажено. А сейчас мы столкнулись с ситуацией, когда 1300 человек должны быть устроены на работу, для них разработан план антикризисных мер. Комбинат был кормильцем не одного поколения, сейчас даже психологически сложно отвыкнуть от того, что его нет. Людям сложно выехать на новое место. Они настроены найти работу, но кризис сейчас везде.

   
   

Конечно, есть люди, которые уезжают. В основном мужчины. Едут в Окуловку, Шимск, Старую Руссу, Новгород, Санкт-Петербург. Есть работа и в Парфино. Но проблема в том, что жильём люди не обеспечены, а денег на съёмные квартиры не хватает. Можно ждать инвестиций в район, строительства новых предприятий, заводов и мастерских, но это займёт много времени.

Дети тоже знают о кризисе

Кто точно не виноват ни в кризисе, ни в том, что родителей уволили? Дети. С началом этой кризисной ситуации 100 школьников кормят бесплатно, финансирует горячие обеды Норвежский Красный Крест. Как говорят сами дети, им это нужно.

На вопрос что такое кризис, 10-летний мальчик Миша, у которого есть еще два младших брата, ответил: «Кризис – это нехватка денег, когда людям становится тяжело, и некоторых сокращают с работы». Мишины родители оба работали на комбинате, обоих же и сократили.

- Сейчас они работают у детского сада «Солнышко», пилят деревья, - рассказал Миша. - Когда наступит лето, я буду помогать маме с папой. У нас есть дача, где мы будем выращивать овощи.

А мамы детей плачут от безысходности. Особенно сложно матерям-одиночкам, надо кормить детей, женщины согласны на любую работу.

- Мне приходится съезжать с квартиры, потому что платить за неё нечем, - рассказала Татьяна, еще не уволенная с комбината, но не получающая денег. – Те, кто уволены с комбината, хотя бы получают пособия (максимум 4 тысячи 900), мне же никто ничего не платит. Мы 5 месяцев без средств к существованию вообще. Правда, с 1 апреля начнём питаться в столовой – нам талоны выдали, 1 раз в день – горячая еда.

Решений никаких нет, даже приблизительных. Неизвестно, как они уже не первый месяц обходятся без заработной платы. Когда их спрашиваешь о том, на что будут жить дальше, что собираются делать, женщины начинают плакать. Они надеются на помощь, Красного Креста, администрации, предпринимателей, на гуманитарную помощь от новгородцев.

Другой опыт в Норвегии, и только на благополучие страны это не спишешь.

- Большинство работают, а те, кто потерял работу, получают пособия. У нас лучше система безопасности на случаи остановки производства или закрытия заводов, - считает социальный работник норвежской школы, волонтёр Аус-Агдерского отделения Норвежского Красного Креста Эли Альвестад. - Я сомневаюсь в том, что у нас возможна такая ситуация, когда люди останутся без работы и окажутся в подобной ситуации.

А из нашего окна…

Труба комбината видна из окон администрации. Теперь она не дымит – «сердце посёлка остановилось». Особенно сложно свыкнуться с положением – переход из благополучного района в дотационный. Одна треть работников района трудилось на благо комбината.

- Администрация работает над планом по обеспечению работой, - заверяет Елена Харитонова, заместитель главы администрации Парфинского района. – В основном разработки касаются инвестиционных проектов, возникновение новых предприятий. Но для этого нужно время. Материальная помощь для наших людей необходима сейчас.

По словам чиновников, в районе уже работают социальные программы по поддержке малоимущих граждан. Помогают предприниматели района и области. Администрация перечисляет 1% заработной платы в фонд помощи малообеспеченным.

- Раньше говорили, что чистый и прекрасный район загрязняют отходы производства, дымит труба. Но мы на неё молились, - рассказал Юрий Кяст, глава городского поселения. - Сегодняшняя ситуация – огромная боль посёлка и всего района.

Комбинат не принадлежит государству, но людям помогают именно властные структуры. Общественные организации и предприниматели тоже подключаются к «спасению утопающих». Общественная палата Новгородской области написала обращение к Депутатам, пока молчание. Но и от людей тоже что-то требуется, активность, отстаивание своих позиций, деятельность, хотя все понятно – сложно оставаться спокойным в подобной ситуации.

В настоящее время, в ожидании инвесторов, жителям посёлка подыскали работу по благоустройству населенного пункта, в соседних районах, предлагают заняться сельским хозяйством. По словам главы Парфинского района Василия Убогова, жители района еще на протяжение как минимум года будут нуждаться в помощи.

А за это время в Парфино надеются развить малый бизнес, наладить производство, обеспечить всех желающих работой. И еще все-таки верят в то, что комбинат не закроют. К слову, 9 апреля на комбинате появится арбитражный управляющий.

Смотрите также: