Лариса Андрюшина, PSKOV.AIF.RU: Археологические раскопки в Пскове ведутся каждый год. Долго ещё копать?
Марина Кулакова: Долго. В Пскове мы ведём исключительно охранные раскопки. Или, как они еще называются, спасательно-археологические исследования. То есть мы должны исследовать любой участок, который подвергнется разрушению при строительстве новых объектов. Это такой вид сохранения. И только после того, как обследуем участок, «выжмем» из него всю возможную информацию, можно строить.
Богатства под ногами
- Это правило – что любому строительству должны предшествовать раскопки – всегда соблюдается? И от кого это зависит – от застройщика или государственных органов, которые согласовывают документы?
- Скорее всего, от государственных органов. И если те идут на поводу у застройщика, может случиться так, что дом построен, а раскопки, в лучшем случае, проведены лишь частично. Самый «вопиющий» пример – строительство Золотой набережной в 90-х годах и появление дома № 38 по улице Некрасова в 2000-х. К сожалению, как мы ни боролись, дома были построены без предварительного изучения культурного слоя. С другой стороны, и такой опыт, наверное, лишним не будет. И мы уже собрали достаточное количество аргументов, которые позволили больше не допускать строительства без проведения раскопок.
- Может быть, перейдём к замечательным открытиям и находкам…
- Давайте всё-таки начнём с того, что активно посадскую часть города за пределами Кремля начали изучать только в 50-е годы. Первые раскопки провели специалисты экспедиции Государственного Эрмитажа под руководством Григория Павловича Гроздилова. И они показали, что у нас под ногами, под современной мостовой и асфальтом - в центре города – культурный слой в несколько метров. И удивительные находки археологов позволяют узнать не только о том, какие политические события проходили, но и самое главное – как во время этих политических событий, войн и прочих катаклизмов - жили обычные, богатые и не очень, люди.
Спираль времени
- Можно ли с уверенностью сказать, на какой глубине «залегают» предметы 17, 18 веков, или более ранние, какова мощность культурного слоя?
- В каждом районе города по-разному. Почему так получается? Разные породы, почвы, различные условия рельефа, плотность населения, следовательно - интенсивность жизнедеятельности. Так, в центре города - от площади Ленина до Октябрьской - мощность культурного слоя может достигать 6 и более метров. На окраине средневекового города – ближе к крепостным стенам Окольного города – не более одного.
- Где в этом году работают археологи?
- Нынешний год удивительный. Мы участвуем сразу в трёх государственных контрактах по реконструкции инженерных сетей в рамках кластера «Псковский». Один участок – от Троицкого моста до Кузнецкого, включая улицу Воровского и нижнюю набережную. Второй – в районе улиц Ленина и Пушкина. И третий – от Золотой набережной до Варламовской башни. Ведутся работы на улице Кузнецкой 2, проведены - в Изборске, где исследован курган на окраине деревни. Археологический сезон мы начали в феврале на улице Ленина.
- Палатку на заснеженной улице Ленина трудно было не заметить…
- Псковичи часто подходили и спрашивали, что там будут строить. Ну что можно построить в центре города на проезжей части? На этом участке просто меняли сети, соединяли две ветки водопровода, и мы должны были провести раскопки. И сделали это совсем не в комфортных условиях. Находки – дренажные системы 17-18 веков. Они, кстати, до сих пор как новенькие. Открыли сгоревшие настилы, хозяйственные постройки, большое количество печных изразцов 18 века. И если сейчас у нас дорогу щебнем подсыпают, то старые мостовые выкладывали костями животных.
Медведей тут не было
- Может быть, как раз тогда родилась байка, которой иностранцы верят до сих пор – что в России медведи по улицам ходят?
- Нет, останков медведей мы не находили. В основном, это кости домашних животных. А вот тот факт, что общественное пространство в средневековом Пскове убирали очень тщательно, факт. При раскопках в центре города, рядом с театром, во время археологических раскопок в 2011 году найдено замощение Торговой площади 15-17 веков, которую во времена её существования тщательно убирали. Именно поэтому находок немного – случайно потерянные и не найденные в свое время вещи.
- Со времени возникновения археологии как науки её методы сильно изменились?
- Разумеется. Археология 19 и 21 века – что называется, две большие разницы. Если в 19 и начале 20 века археология воспринималась как дополняющая, чуть ли не как вспомогательная дисциплина для исторической науки, то сейчас это самостоятельная дисциплина, привлекающая себе в помощь массу методов и методик для того, чтобы по обнаруженным находкам, образцам получить максимальную информацию. Антропологический, остеологический, радиоуглеродный, споро-пыльцевой, дендрохронологический – и это далеко не полный перечень. Кстати, мы первыми на Северо-Западе создали лабораторию по 3-D оцифровке археологического наследия.
- Может быть, через пару веков и копать ничего не придётся? Поставим какой-нибудь новый прибор на Золотую набережную, и увидим всё, что скрыто под землёй…
- Прогресс не стоит на месте, ведь даже лет 20-30 назад о существовании цифровых сканера и принтера мы даже не подозревали. Но ничто не сможет заменить глаза, руки и профессиональный взгляд археолога.
Смотрите также:
- Глубоко копнули. Псковские археологи призывают на помощь агропромышленников →
- Земля изначальная. Какие тайны хранят псковские леса, поля и торфяники? →
- КЛЮЧевая находка Пскова →