«Мне когда-то очень нравилась «Обыкновенная история» Ивана Гончарова», - рассказывает заведующая отделом искусств Псковской областной библиотеки для детей и юношества Лариса Пилипенко.
«А недавно я прочитала «Обитель» Захара Прилепина и долго думала, что в этой книге не так».
Такой же нашумевший «Лавр» Евгения Водолазкина восхитил её безоговорочно: «Я после этой книги глядела на наш Троицкий собор и испытывала гордость, что тоже причастна к этому удивительному городу».
А вот с «Обителью» Захара Прилепина всё сложно. Там и слог хорош, и сюжет, но детского библиотекаря не проведёшь: «Я читаю и чувствую, что вот в этом месте он это в пику Александру Солженицыну написал, а в этом – чтоб Владимиру Сорокину насолить. Я сама не очень люблю Солженицына – за то, что он проворачивает своё «Красное колесо» из романа в роман, как в мясорубке, повторяя одни и те же сцены… Но мне не нравится как Захар Прилепин на нём отыгрывается, и не нравится, как он банально закончил свою «Обитель».
Как и директору Пушкинского музея-заповедника, Ларисе Пилипенко всегда нравился роман Генриха Манна «Молодые годы короля Генриха IV». Про «Игру в бисер» Германа Гессе она уже и не говорит: «Эту книгу все любят».
Что касается искусствоведческих книг, то заведующая отделом детско-юношеской библиотеки больше всего ценит «Образы Италии» Павла Муратова и эссе Абрама Эфроса о Микельанджело и Боттичелли. И конечно, все книги по истории искусств Александра Бенуа: «Мои коллеги иногда читают и возмущаются: «Да как он посмел такое сказать?». Да так и посмел!»
«А ещё я восхищаюсь книгой Сорокина «День опричника». У него такой сарказм своеобразный. Бориса Акунина тоже люблю – за это его умение мимикрировать под какой угодно стиль».
Преподавание литературы в современной школе одного из старейших псковских библиотекарей не радует: «Бывший и ныне уже покойный директор Псковского педагогического комплекса Леонид Николаевич Трифонов однажды рассказал мне, как пришёл на урок литературы – поглядеть, чему там нынче детей-то учат. «Это так страшно, - делился он. – Представляешь, они преподают литературу точно так же, как в моём детстве, хотя мир уже давно изменился. Дети изменились!»