aif.ru counter
20

Во что играют настоящие инженеры

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. "АиФ - Псков" 13/10/2010

Во время заезда радиоуправляемая модель должна выполнить ряд упражнений, но попробуй это сделать, если за небольшой лодкой порой даже трудно уследить. Об этом и многом другом Николай рассказал нашему корреспонденту, неизменно подчеркивая: «Судомоделизм - не хобби, а образ мышления, спорт, который способен по-настоящему закалить характер».

На грани  саморазрушения

- В определённом смысле это искусство, важное не только с культурологической, но и с исторической точки зрения. А иногда и с политической. Первый послевоенный чемпионат СССР по судомодельному спорту состоялся в 1949 году, потому что в стране понимали, насколько важна подготовка технических кадров, - рассказывает Николай Иванович, с которым мы встретились в его домашней лаборатории. - Если говорить о сегодняшнем дне, то не могу не вспомнить чемпионат мира по судомодельному спорту в Петербурге, который проходил три года назад. Интерес к состязаниям был небывалый. Причём наибольший ажиотаж был со стороны именно взрослых людей, которые  разбираются в технике. И это любопытство было оправданно. Например, гости чемпионата из Франции разыграли на акватории пруда настоящее морское сражение, реконструировав знаменитую операцию «Overlord», когда флотилия союзников высадила десант, открыв таким образом второй фронт. Все корабли были сделаны с филигранной точностью. И всё это крутилось, вращалось и даже иногда взрывалось, когда шёл условный штурм береговой полосы. Уверяю вас, это зрелище было по-настоящему незабываемым.

В следующем году исполнится 55 лет, как я выбрал для себя этот вид спорта. И знаете, ни разу не пожалел об этом. Может быть, отчасти и поэтому в своё время выбрал профессию инженера: в модельном спорте решаются самые сложные технические проблемы. Космосу такие даже не снились.

- Почему?

- Модель на дистанции работает на грани саморазрушения, а для космической техники самое важное - надёжность конструкции. В этом принципиальное различие. При этом ставка делается на результат, скорость.

Модель за 1000 евро

- Для того чтобы его добиться, нужны не только специальные знания, но и материалы, технологии…

- Конечно, спорт высоких достижений сейчас не делается «на коленке». Электродвигатель, который стоит в одной из моих последних моделей, делает за секунду до 1000 оборотов. Для этого необходимы, например, современные аккумуляторы на базе литий-полимеров, которые обеспечивают ток в десятки и сотни ампер. Отсюда и порядок цен: чтобы построить модель уровня мастера спорта, нужно около 1000 евро. Но у совершенства, сами понимаете, нет пределов.

- Тогда понятно, почему этот вид спорта, как, впрочем, и другие виды моделирования, не имеет широкого развития...

- В своё время за развитие технических видов спорта отвечал ДОСААФ: там закупали двигатели, радиоаппаратуру, другие комплектующие. Активную помощь в этом также оказывала и система образования. Достаточно вспомнить, что почти при каждой школе были свои модельные кружки, не говоря уже о Доме пионеров. Теперь ситуация резко изменилась. Насколько я знаю, сейчас в городе действующих модельных кружков практически нет, хотя есть организации, которые обязаны этим заниматься. Например, тот же самый клуб «Подросток». Всё валят на недостаток средств. Но, знаете, их всегда не хватает. А вот было бы желание… Мне кажется, что именно его нам и не хватает.

Мало построить наукоград

- Если отвлечься от технической стороны дела, о каких чисто человеческих качествах можно говорить?

- Когда я ещё учился в школе и одновременно занимался в кружке, то начал вести дневник. До сих пор помню девиз, который я считал тогда для себя самым важным: знать и уметь! Этот вид спорта вырабатывает выдержку и настойчивость. Чтобы довести до ума модель, требуются именно эти качества. В своё время когда я занимался с ребятами, то обычно новичков ежегодно приходило в кружок 12-15 человек. Но если на следующий год оставались хотя бы один-два, то мы считали этот год удачным. Не знаю, но из мальчишек, которые когда-то со мной начинали заниматься этим делом, толк вышел. Взять хотя бы моего школьного товарища, с которым мы вместе занимались в кружке. Сейчас Николай Стрельцов - генерал-полковник морской авиации. Ныне он уже в отставке, а до недавнего времени служил на Дальнем Востоке.

- И всё-таки моделирование кое-кто считает тратой времени.

- Так рассуждают люди, которые просто ни разу не пробовали собрать свой корабль. Сегодня судомоделирование и судомодели популярны среди самых разных людей - от простых любителей до владельцев богатейших коллекций. Не знаю, сколько у нас отпускается средств на кружковую работу (по-моему, с развитием компьютерных игр настоящие мальчишеские увлечения постепенно сходят на нет), но вот совершенно иная статистка: в образовательном бюджете Франции только на судомоделирование расходуется 10 млн евро. Полагаю, что там отдают себе отчёт в том, что, не имея никаких технических навыков, привычки работать руками (мастерить, клеить - созидать), трудно добиться технического прогресса. И если сейчас у нас в стране взят курс на модернизацию, то нужно отдавать отчёт в том, что мало построить наукоград. Нужны ещё и люди, и инженерные школы, которые в состоянии этот наукоград обслуживать. Конечно, можно улыбаться сколько угодно, называть моделирование забавой для праздных, но - повторюсь - это именно та тропинка, которая может привести в большую жизнь.

- Может ли иметь этот вид спорта какое-либо прикладное значение?

- Конечно. Прежде чем построить судно, изготавливается его точная копия (а порой и не одна), которая потом используется для моделирования всех экстремальных ситуаций.

Это позволяет избежать ошибки и сократить расходы при строительстве больших кораблей.

Наша справка:

Николай Иванович Васильев, мастер спорта СССР по судомоделированию (1983 г.), неоднократный призёр чемпионатов СССР и России. Свою первую награду получил ещё в 1956 году на школьных городских соревнованиях по судомоделизму. В настоящее время - судья республиканской категории.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах