Хорошо, но недостаточно
Не стало исключением и руководство управления ГИБДД УМВД России по Псковской области: например, его начальник Анатолий Ефимов в этот день принял участие в традиционной акции «Спроси у ГАИ!», которая в течение нескольких часов проходила в центре Пскова на Октябрьской площади. О ней и был наш первый вопрос главному гаишнику Псковской области.
Елена Яземова, PSKOV.AIF.TU: - Анатолий Алексеевич, о чем чаще всего спрашивают псковичи во время таких акций?
- Прежде всего, людей интересуют вопросы организации дорожного движения в Пскове и по области, причем конкретные вопросы. Например: по такой-то улице каждое утро веду внука в детский и сад, и там просто необходим лежачий полицейский. Бывает, что люди даже из районов приезжают, чтобы только лично о чем-то спросить или обратиться с проблемой. Иногда приходится выслушивать критику, нередко – благодарности. Ну а так как в этой акции обычно участвуем не только мы, но также и руководители УМВД области, администрации города, то много вопросов звучит на тему преступности, благоустройства Пскова.
- С 1 июля вступил в силу сразу несколько законодательных поправок «для пешеходов и автомобилистов». Расскажите о самых главных из них.
- Во-первых, теперь за пределами населенных пунктов пешеходы обязаны носить светящиеся элементы (более известные как «фликеры»). Иначе – штраф 500 рублей. Во-вторых, упрощена процедура оформления ДТП в тех случаях, когда никто не погиб и не ранен. В-третьих, введена уголовная ответственность за «повторность» управления транспортным средством в нетрезвом виде. То есть, если водителя задерживают пьяным уже во второй раз, то в отношении него возбуждается уголовное дело.
- Какое наказание его ждет?
- От штрафа в размере 200-300 тысяч рублей до 2 лет лишения свободы.
- Как вы оцениваете эту поправку в Уголовный кодекс?
- Это, конечно, хорошо, но все же недостаточно. Я бы предложил, как в Белоруссии – за «повторность» сразу конфисковать транспортное средство. Там, кстати, после введения этой меры количество водителей, задержанных в нетрезвом виде, резко уменьшилось. А вот у нас оно по отдельным муниципалитетам, включая Псков, пока продолжает расти. К примеру, только за прошедшие выходные наши сотрудники задержали на дорогах области сто пьяных водителей.
За ремонт заплатят власти
- Слышала, что не менее серьезно в Псковской области сейчас обстоят дела и с детским травматизмом.
- К сожалению, это так. За 5 месяцев этого года на дорогах региона уже погибли трое детей (за аналогичный период прошлого года – один ребенок), ранено 49 детей (АППГ – 39). Да, чаще всего такие аварии происходят по вине водителей. Но в то же время, 10 аварий произошли по вине самих детей. Поэтому мне бы хотелось обратиться к родителям: сейчас каникулы, и многие школьники днем предоставлены сами себе. Пожалуйста, напомните им, что нужно соблюдать правила дорожного движения и вообще вести себя максимально осторожно на улицах и дорогах.
- Основная причина ДТП в Псковской области – это несоблюдение водителями ПДД. Но по статистике в списке факторов, способствующим возникновению аварий, на втором месте стоит плохое состояние улиц и дорог. Вы как-то боретесь с этой проблемой?
- Конечно. Регулярно выносим предписания властям по таким фактам, не помогает – наказываем рублем. Например, сейчас администрация Пскова пытается обжаловать штраф в 300 тысяч рублей, наложенный за то, что в городе несвоевременно была нанесена разметка.
- А сами автомобилисты подают в суд на владельцев разбитых дорог (ту же муниципальную власть) с требованием оплатить ремонт пострадавшего в очередной колдобине автомобиля?
- Да, и довольно активно. Например, за последний квартал таких обращений в суд было не меньше десятка. Ведь автомобилисты сейчас в большинстве своем люди грамотные и юридически подкованные, чему немало способствует интернет. Они знают, что в таких случаях нужно сразу вызывать на место ДТП сотрудников ГИБДД, чтобы те составили акт, а затем на основании этого документа обращаться в суд.
Сорок – значит, сорок
- Анатолий Алексеевич, известно, что вы начинали свою службу в госавтоиспекции лет 30 назад инспектором ДПС. Какие случаи запомнились из того времени?
- Больше всего запомнился такой случай. Зима, гололед, мы дежурим в Подборовье, останавливаем для проверки «Москвич». Водитель законопослушно нажимает на тормоз, и автомобиль… плавно съезжает в кювет. Само собой, мы переполошились, бросились на помощь и потом несколько часов вытаскивали эту машину обратно на дорогу. А запомнился этот случай, наверно потому, что после него было двойственное ощущение: вот вроде мы все сделали по закону, остановив эту машину, ничего не нарушили, а все равно потом чувствовали себя виноватыми. Хотя никто при этом и не пострадал.
- Раз уж мы заговорили о тех временах, скажите – чем «советские» автомобилисты отличались от нынешних российских?
- Нынешние, как я уже сказал, более юридически подкованные, они лучше знают свои права. Но зато тогда водители были более законопослушными. Например, если они видели дорожный знак с ограничением в 40 км/ч, то и ехали с такой скоростью. Тогда как сейчас многие автомобилисты почему-то убеждены, что превышение на 10 км/ч – и не превышение вовсе. Не говоря уж о таком современном явлении как «стритрейсеры», представители которого считают высшей доблестью промчаться по улицам города не просто с максимально возможной скоростью, а еще и с рычащим глушителем.