Некондицию сейчас можно купить в любой торговой точке. Именно поэтому в стране и действует Роспотребнадзор, госструктура, контролирующая то, что «питает» население. «Государево око» пытается спасти нас от издержек рыночной экономики.
Как это происходит - в интервью с Александром Нестеруком, руководителем ведомства.
Нитратная ягода
Владимир Солодовников, PSKOV.AIF.TU: - 3 августа отмечался Всемирный день арбуза. На псковских рынках арбузы появляются обычно уже в июле. И начинаются отравления. Усиливается ли контроль в сезон за активной продажей бахчевых?
- Всемирный день арбуза вырос из американского праздника. Для нас он знаменует начало сезона продажи бахчевых культур. Разумеется, арбузы и дыни можно купить у нас круглый год. Только вот в качестве «несезонных» ягод можно усомниться.
Сезон же длится весь август и первую половину сентября.
В это время на Псковщину прибывают партии арбузов из Волгоградской, Астраханской, Ростовской областей, а также из Ставропольского края. Как правило, эти бахчевые собраны на полях агрофирм, которые не используют интенсивные технологии по их производству, и которые обычно избегают применения ядохимикатов и азотных удобрений. Кроме того, для реализации бахчевых всегда оборудуют специальные торговые места. Поэтому отравление арбузами и дынями маловероятно. Во всяком случае, в этом году официальных жалоб на низкое качество еще не поступало.
Впрочем, проверки торговцев арбузами и дынями планируем. И при активном участии полиции. В частности, речь идет о выявлении бахчевых с повышенным содержанием нитратов.
Нереальная «молочка»
-Среди продуктов, которые можно купить в Пскове, есть привозные, есть местные. Какие лучше?
- Нельзя говорить, что российские продукты лучше импортных, или наоборот. Есть весьма качественные иностранные продукты. Увы, есть и не особенно качественные. За последние 20 лет доля зарубежной еды существенно сократилась. Если сравнивать нынешнее время с «лихими 90-ми», то засилья продовольственного импорта сейчас нет. Сказались и так называемые «антисанкционные меры». Импортозамещение, во всяком случае – продовольственное, по моему мнению, состоялось почти на 100 процентов. Конечно, некоторые иностранные предприниматели пробуют прорваться на российский рынок незаконно. Есть попытки нелегального провоза польских яблок – транзитом через Белоруссию.
Что касается белорусской пищевой продукции, то она, в основном, качественная. Хотя можно столкнуться и с фальсификатами.
Разумеется, в Пскове есть продукты из Санкт-Петербурга и других городов России. К ним тоже надо относиться объективно, отделяя «зерна от плевел». Такое же отношение должно быть к продовольственным товарам, изготовленным в нашем регионе. К некоторым местным производителям и торговцам у нас есть претензии, к некоторым нет или их мало.
Но качество местных мясомолочных продуктов становится лучше. Парадоксально, но о высоком качестве псковских продуктов свидетельствуют… жалобы из других регионов России, в которых ее реализуют. Мы проверяем эти «сигналы». Выясняется, что некоторые конкуренты пытаются нанести репутационный ущерб нашим землякам. И таким образом пытаются вытеснить их из регионов успешной реализации. Более того, сам термин «псковский», похоже, превращается в популярный неформальный бренд. Мы получаем информацию о том, что в некоторых областях РФ выявляют фальшивки, продукты, которую торговцы называют «псковскими» в расчете, что их купят!
Профи по жалобам
- Часто покупатели оказываются в непростой ситуации. Как вы можете помочь?
- Жаловаться! Мы внимательно изучаем и проверяем все обращения. Складывается впечатление, что их число растет. Но это связано не с ухудшением качества продовольственных товаров, а с ростом гражданской активности населения.
100 процентов обоснованных жалоб удовлетворяем, и нарушителей штрафуем. К сожалению, нам приходится сталкиваться и с феноменом «профессиональных» жалобщиков, которые просто пытаются получить моральное, а то и материальное «удовлетворение» от обращения «в инстанции».
- Как пожаловаться «технологично», с вероятностью успеха?
- Довольно часто обиженных потребителей охватывают вполне объяснимые эмоции. Они начинают «звонить во все колокола»: обращаться в правоохранительные органы, к лидерам общественных организаций и политических партий, губернатору, президенту и т. д.
Но существует более верный алгоритм действий из трех пунктов:
Перед подачей официальной жалобы нам, попытайтесь выяснить отношения с противоположной стороной. Подайте письменную магазину претензию о замене некачественного продукта, о возвращении денег и ремонт т. п. Сделайте это «по горячим следам». Проблема может быть решена в пользу пострадавшей стороны во избежание репутационного ущерба, например, для магазина.
Обращайтесь в Роспотребнадзор, который проведет экспертную проверку по жалобе. Если жалоба справедливая, то нарушитель будет оштрафован.
Если материальную претензию магазин не удовлетворил, то тогда обращайтесь в суд.
Доверяй, но проверяй!
- Интересно, как вы контролируете производство и продажу продуктов?
- За 7-летний срок моего руководства Управлением Роспотребнадзора существенно изменилось правое поле, госструктуры обрели границы вмешательства в дела хозяйствующих субъектов, объемы плановых проверок сократились. Тем не менее, руководство страны ставит задачу защиты прав потребителей, и в этом контексте ясно, что любые нарушения этих прав должны решительно пресекаться. Причем, с опорой на формирующееся в России гражданское общество.
Плановые проверки торговых сетей проходят 1 раз в 3 года, но бывают также их внеплановые проверки по жалобам и обращениям граждан. Кстати, последние могут быть внезапными. Под контроль подпадают также рынки, и, разумеется, пищевые предприятия. Проверяем питание в больницах, садах и школах и оздоровительных лагерях.
Проверки согласуем с прокуратурой Псковской области. Сотрудничаем с полицией, когда проверяем «торговые точки» на предмет правонарушений