Практически полвека назад Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 года право производства предварительного следствия было передано Министерству охраны общественного порядка, позднее переименованному в МВД СССР. Введение Указа и положило начало официальной деятельности следственного аппарата органов внутренних дел.
Считается, что следователь - исконно мужская работа. Но Татьяна Калугина, проработавшая в органах 19 лет, своим примером наглядно доказывает, что успешные женщины-следователи бывают не только в детективах Александры Марининой.
Закаляясь следствием
- Татьяна Николаевна, как вы пришли в эту нетрадиционную для женщин профессию?
- Возможно, до перестройки эта профессия и считалась неженской, но после начавшейся разрухи в следственные отделы Мурманска стали брать всех подряд. Вместо квалифицированных следователей пришли сапожники, повара, рыбаки, продавцы. Так, девизом руководства нашего Первомайского следствия стало: «И обезьяну за месяц можно научить расследовать уголовные дела».
Что касается меня, я была метеорологом, работала в НИИ, но денег платили мало, хватало только на молоко и хлеб. Когда моя знакомая предложила поступить на службу в её отдел в должности следователя, я была в недоумении. Однако решила рискнуть. И вот, работаю уже 19-й год.
- Первое время, наверно, было тяжело?
- Конечно, со многим приходилось разбираться самостоятельно. У меня была только 2-недельная стажировка. Как новоиспеченный следователь, я была обеспечена основным орудием производства - допотопной пишущей машинкой - и рабочим местом в качестве приставного столика в кабинете опытного следователя, которого все называли «Граф». Именно он стал моим первым наставником.
- Наверно, и при ведении дел случались казусы?
- Например, было у меня дело, связанное с незаконной добычей оружия в Долине Славы. У одного из «копателей-коллекционеров» был изъят целый арсенал огнестрельного и холодного оружия, различных боеприпасов, взрывчатых веществ, детонаторов. Среди всего этого многообразия была и самодельная граната. Правда, при передаче уголовного дела мне этот предмет был представлен как муляж. Я и положила её в ящик стола. Затем на допрос приходит подозреваемый вместе со своим адвокатом, во время которого мужчина передаёт адвокату записку. Возмущённая, я сделала замечание, адвокат передал записку мне. Развернув её, я увидела: «В столе граната! В любой момент взорвёмся!» В ужасе я переложила гранату в сейф. Оказалось, она была боевой.
На самом деле подобные казусы случались у всех. Наши руководители говорили, что если мы «выплывем», проходя службу в следственном управлении, то «не потонем» ни в одной службе милиции и других правоохранительных органах, ведь следственная закалка остаётся на всю жизнь.
- Вы не пожалели, что так круто изменили профессию?
- На самом деле следователем я хотела быть ещё в школьные годы, но затем появилась другая мечта. И всё-таки первая мечта осуществилась! За все годы я ни разу не пожалела о своём выборе. Работа хоть и сложная, но интересная. Чтобы быть следователем, нужно быть хорошим психологом. Например, занималась я одним изнасилованием.
На месте мужчина уверял, что всё происходило по обоюдному согласию, за деньги, о чём мне было передано по дежурству. Однако, увидев девушку и побеседовав с ней, мне стало понятно, что мужчина лжёт. Оказалось, что изнасилование было, и было оно в жестокой форме, что впоследствии было подтверждено комлексом своевременно назначенных экспертиз. На самом деле, контингент, с которым мы работаем, разный, начиная от потерпевших - людей, которые столкнулись с системой по воле случая, заканчивая самими преступниками.
С небес на землю
- Вы очень милая с виду женщина. Но ведь нужно быть, наоборот, жёсткой - на допросах, очных ставках?
- Жёсткость тоже не везде уместна. Нужно знать, где можно надавить, а где нельзя. Но мне было легче всему этому учиться, ведь на работу я пришла, будучи в 35-летнем возрасте. К этому времени был уже жизненный опыт, несмотря на то что я не знала даже, что такое УК и УПК, да и работа метеоролога была связана совсем с другим: облаками, осадками. А здесь я спустилась на грешную землю.
- Было ли вам страшно? Наверняка вам угрожали…
- Были звонки. А один из обвиняемых обещал после того, как отсидит, принести головы потерпевших. Но страшно не было, не знаю почему. Просто я думала, что время проходит и люди успокаиваются.
- Тяжело, наверно, столько лет сталкиваться с самыми низменными сторонами жизни…
- Конечно, за 19 лет работы видела разное, да и дела бывают психологически тяжёлые. Жаль потерпевших. Стараешься, конечно, ничего через себя не пропускать, но не всегда получается. В принципе, все потерпевшие были мне благодарны, поскольку хоть чем-то я смогла им помочь. Что касается самих обвиняемых… сейчас я веду дело по квартирным мошенничествам.
Последний год с обвиняемыми по делу общаюсь практически каждый день, они даже спрашивать начали: «Татьяна Николаевна, мы с вами почти сроднились. Неужели вам нас не жалко?» На что я отвечаю: «Вас мне не жалко. Мне жаль тех, кто пострадали».
Правда, иногда возникает сочувствие к несовершеннолетним: у некоторых неблагополучные семьи, и толком ничего хорошего они в жизни не видели. Была у меня целая группа таких ребят, и как бы я к ним ни привыкла, мне пришлось всех посадить. После суда их выпустили, но они потом опять оказались за решёткой.
- Но положительных моментов, наверно, больше? Недаром вы столько лет проработали следователем. Значит, любите свою работу?
- Испытываешь большое моральное удовлетворение после того, как отдаёшь дело в суд и смотришь результат по судебному решению: а там всем дали нормальные сроки, да и квалификация преступления не изменилась. Значит, сделала всё правильно, дело не развалилось, виновные наказаны справедливо.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть