Моряк в третьем поколении
- Борис Генрихович, первым делом спрошу: правда, что известный капитан Андрей Филиппович Таран, чьё имя носит одна из улиц Мурманска, приходился вам дедом?
- Да, но нам так и не довелось познакомиться. Дед умер за четыре года до моего рождения. Но в моей семье часто рассказывают о нём, и все отмечают его фантастическую щедрость, стремление помочь людям.
Он был одним из старейших капитанов, стоял у истоков появления многотоннажных траулеров, один из которых принял в своё командование, оставив административную службу. У нас в семье, можно сказать, флотская династия. Дед - капитан, отец - моряк, всю жизнь проработал на флоте, да и я тоже много лет ходил в море. Ведь по образованию я - инженер-судомеханик, учился в высшей мореходке, но по семейным обстоятельствам морскую работу пришлось закончить. С 2005 года работаю в МЧС.
- И каково это?
- Конечно, поначалу пришлось тяжеловато - сказалось отсутствие юридического образования. Когда ты ходишь в море, замкнутое пространство безусловно угнетает, особенно если попадаешь в длинные рейсы. Зато режим работы был совершенно другой: в море нет ни выходных, ни праздников. Но потом, на берегу, каждый день - один сплошной отдых.
Так вот, после такого режима пришлось долго привыкать к рабочему дню. Зато сейчас я чувствую себя на своём месте, и мне нравится дело, которым я занимаюсь.
- Проработав всего 5 лет, вы стали лучшим инспектором по маломерным судам в России. Поделитесь секретом…
- Скажу, что одному достичь успеха невозможно. Если бы не сотрудники моего подразделения, то и я таких результатов бы не достиг. Коллектив у нас дружный: если надо куда-то поехать в неурочное время, никто не спросит: зачем? Кстати, в прошлом году нас признали лучшим подразделением области.
Штрафы небольшие
- А в чём заключается работа государственного инспектора по маломерным судам?
- Вообще у нас два листа должностной инструкции, где прописано то, чем мы должны заниматься. Если коротко, это государственный и технический надзор за маломерными судами на водных объектах, контроль за безопасностью людей на воде.
Проще говоря, мы делаем всё то же, что делает инспектор ГИБДД на автодороге. Плюс к этому работаем с базами - стоянками маломерных судов - их техническое свидетельство, государственная регистрация и так далее.
- Вы сравниваете себя с инспекторами ГИБДД, которым, и это уже не секрет, часто предлагают взятки. А вам?
- Взятки нам, безусловно, предлагали. Даже выражение используют то же: «разойдёмся полюбовно». Но наши инспектора на такое полюбовное решение вопроса не идут. К тому же сейчас владельцы судов к штрафам относятся спокойно. Раньше возмущались, но уже, видимо, привыкли. Да и штрафы у нас, надо признать, небольшие: максимальный из них составляет 2,5 тысячи рублей - за управление в нетрезвом виде. Остальные - от 300 до 1000 рублей.
Вместо номера - пластырь
- Борис Генрихович, расскажите, на какие ухищрения идут владельцы судов, чтобы скрыть нарушения?
- Люди чудят по-разному. Как-то проверяли одно судно. По правилам на нём должен быть регистрационный номер, о чём команда была, естественно, в курсе. Тем не менее номера на борту не было. Увидев наш катер, ребята в спешном порядке стали его обычным пластырем наклеивать. Мы подходим к этой лодке и видим, что номер на ней мало того что наклеен, так ещё и в зеркальном отражении.
- А с браконьерами часто сталкиваетесь?
- Нас не интересует, чем на воде занимается судно, и поэтому их деятельность мы не контролируем. Наше дело - техническое состояние и регистрационные документы. О состоянии судов могу сказать, что в целом оно удовлетворительное. Хотя у нас как на дороге: встречаются как идеальные машины, так и полные развалюхи. И некоторые пытаются пройти техосмотр с такими судами, на которые и смотреть страшно. Но мерами воздействия мы всё-таки заставляем владельцев судов приводить свои посудины в порядок.
А что касается рыбаков, то они часто путают нас с судами милиции, береговой охраны и начинают убегать. Хотя человеку, занимающемуся незаконным промыслом рыбы, нас, повторюсь, по сути, бояться нечего, но всё равно пытаются убежать. Правда, это бесполезно - наши катера отлично технически оснащены.
- Форс-мажорные ситуации бывают?
- Скорее их можно назвать несчастными случаями на водных объектах. В таких ситуациях мы обычно выезжаем на место происшествия. В прошлом году, например, во время патрулирования на р. Тулома рыбак перевернулся прямо на наших глазах. Хорошо, что мы оказались рядом и успели его вытащить.
Слава богу, такие ситуации бывают редко. В этом году в День независимости России ещё одного гражданина прямо из лодки вытащили. Мужчина не учёл погодные условия и, выпив лишнего, оказался на другом берегу Туломы в лодке, полной воды. Мы приехали по вызову, спасли его. Хотя, в первую очередь, наше дело - техническое обеспечение, но человека же не бросишь, не будешь ждать, когда приедет спасательный отряд.