Не чистые очистные
Анна Сергеенко, PSKOV.AIF.RU: Александр Сергеевич, вы много лет занимались проблемами экологии. Скажите, какая в целом, обстановка в нашей области?
Александр Балахонов: Если в целом, то неплохая. У нас не было тяжелого машиностроения, химической промышленности, так сказать 90-е годы помогли. Но утверждать, что проблем нет, не могу. Есть и очень даже глобальные. Прежде всего, очистные сооружения. Как все знают, они находятся в деревне Монькино под Псковом. В сбросах в Великую постоянно присутствуют соли тяжелых металлов. А как вы хотите, если на протяжении десятилетий заводы радиодеталей, «Тиконд» и другие предприятия свои сбросы после гальваники спускали туда? В Монькино есть специальный лог, ущелье глубиной 12-15 метров, все и сбрасывалось в это место. Кстати, и до сих пор там все складируется, хотя и дамбой перегорожено, и металлические скобы вбиты. Каких там окислов металлов только нет: и кадмий, и никель. Поэтому и в воде это присутствует, потому что из лога - течь. В идеале, конечно, этот лог можно законсервировать.
- Наверняка, проблемы с очистными сооружениями не только в Пскове?
- Конечно! В Красногородске, например, сбросы идут напрямую в реку Синюю, улавливаются только крупные фрагменты, потом плавно – в Великую. Утешает лишь то, что за сотни километров течения снижается активность вредных веществ.
- А как же те места, где работают крупные предприятия, например, животноводческие комплексы?
- Вопросы со сбросами всегда решались очень сложно. В Порхове до сих пор проблемы. А лет 6 назад вообще всё шло в Шелонь. Вода в реке была белого цвета, потому что молочный завод сбрасывал туда свои отходы через городские очистные. Надо отдать должное Шелонскому, там хоть что-то делают. А Соловьи? Там вообще навоз по реке шел. Еще при прежнем директоре, ныне покойном Большакове это было. Потом при помощи опять же датчан выход нашли: с их помощью построили два больших бетонных очистных блока. Сделали навес на трактор, мельница промалывала навоз, воздух продувался, подходил «Кировец», все это всасывал, потом шел по полю и через специальные трубы разбрасывал по полям. Урожайность выросла на 15-20 процентов. Потом Большакова убрали с комплекса, оборудование он вывез, потому что договор был подписан с ним. Сам не использовал и людям не дал… Начался опять сброс в канавы. Спрашивается, где вы, господа экологи из министерства и области?
- Может, там есть теперь хорошие очистные…
- Сомневаюсь. Давно прогремели бы по всем каналам.
500 тонн пестицидов
- Какая же вторая проблема? Наверняка многострадальное Лесное в Черской волости?
- Да. Вывезенные с районов области пестициды. Сейчас там, в ангарах со стенами 2-метровой толщины и бетонным полом 500 тонн хранится. Прежде - ракеты СС-20 в этих складах держали.
А еще раньше эти пестициды хранились в складах деревянных, каменных, а то и под открытым небом. Всё лилось в канавы, потом в ручьи, Великую и к нам в квартиру. Мы собрали север и центр - 500 тонн, а юг области до сих пор не вывезен.
- Они же горели в 2005-м, как раз в Лесном!
- Около 20 тонн выгорело. Перепад температур от несовместимости до оттепели случился, пестициды начали тлеть, пошел дым. Решили засыпать землей ангары, кислород поступать перестал и всё погасло. Потом раскрыли, залезли, расчистили, перефасовали, теперь более-менее. В области принято решение выделить деньги «ЭкоПромСервису», (убрать Экопромсервис)может, на следующий год начнут вывозить с южных районов. Договор есть и на вывоз вне пределов области со складов. Но сначала надо привезти остатки с юга области, складировать, и вывезти все. На это нужны большие деньги. Не один миллион, а, наверное, около 20 млн. Плюс Струги Красные, где до сих пор всё лежит, со времен во время СССР, в огромной яме, засыпанной землёй.
Жила, жива и будет жить!
- Не кажется вам, что главная проблема Пскова все же свалка? Она выросла с 9-этажный дом. А власти не могут найти место для нового полигона. Куда бы ни предложили, местные жители - против. Вот уже Палкино добилось решения Верховного суда.
- Полигоны нужно делать, именно полигоны, а не свалки. Еще в СССР была принята программа на 1985 -2000 годы «Об экологическом оздоровлении региона», такая же программа была и в Псковской области, и там говорилось про полигоны. До сих пор ни одного не построено! И все потому что не найти землю. Что только не предлагали. В 1989 году – Соловьи. Уже и котлован выкопали, проект разработали, плиты положили бетонные. Зима прошла, а там озеро подземное. До сих пор уточки там плавают. Тогда вложили 200 тысяч, закопали в землю деньги. Какие места ни смотрели Моглино, Лопатовские Кресты, Ершово - народ везде против. Мы ездили в ДК в Ершово, выступали, объясняли. Народ говорит: «Вот умрем, тогда стройте». – «Но это полигон, не свалка!» - «Да какая нам разница». Подобный диалог получался везде. Но в законе говорится: мнение населения учитывается. А быть здесь полигону или нет, решает экологическая экспертиза Министерства природных ресурсов. Кстати, она осталась только по строительству полигонов ТБО. Сейчас решается вопрос, чтобы вернуть экспертизу.
- С Палкино тоже не получилось…
отсекать сброс жидких свалочных масс. К Рижскому шоссе идет понижение. Даже схема та сохранилась. Некоторые предприниматели решили, что на городской свалке можно будет газ добывать. Но это глупо, газ можно взять, если тело свалки надежно перекрыто инертными массами. Но наша свалка-то открытая. В воздухе чего только не было. До 95 года там даже ртутные лампы складировали, радиозавод подкидывал гальванические отходы, поэтому там присутствовала вся таблица Менделеева.
- Но в том краю новый жилой комплекс возводят!
- В этом месте СЗЗ (санитарно-защитная зона). От западного края на расстоянии 1 км и более можно строить жилье. Другое дело южные и восточные ветры. А так свалка гадит на всю зону до улицы Юбилейной. Помните, как свалка горела в 2004 году, как раз на майских праздниках? Подъехали к ней и вырыли все частные угодья, засеянные ранее рожью, и этой землей тушили, потому что с другого края было не подобраться, машина провалилась бы… Тем не менее эта свалка будет жить. Прокуратура выходила в суд о приостановке ее работы. Суд приглашал меня в качестве консультанта. В результате прокуратура сняла требования о приостановке работы АСПО и свалки, потому что все поняли, остановишь - и что? Другой-то у нас нет. Это на западе всё здорово, одну нарушающую фирму закрыли, на подхвате уже другие в очереди стоят. Например, там человек привозит свой старый холодильник к месту утилизации, ему чек вручают на право скидки на новый товар. А пищевые отходы – в барабан, который вращается более суток и получается прекрасное удобрение для цветов. А у нас лампы люминесцентные в лес вывозят. И в Кислово их находили, и в Ершово. Потом заставляли нарушителей вывозить это «добро».
- Что надо сделать, чтобы свалку убрать из города?
Закон предусматривает волевое решение администрации области. Найти место под полигон, отдать на экологическую экспертизу, если она поддержит, никакой суд решение не отменит. Нужна нормальная экологическая экспертиза найденного места. И желательно, чтобы на несколько районов. Например, Печорский, Палкинский, Псковский и Псков. Где? Видимо, тут и искать. С людьми надо беседовать, объяснять, даже видеоролики показывать, фильм снять. А пока я не уверен, что мы с вами будем жить при полигоне ТБО. А если такое случится, то на месте старой свалки может кто-нибудь соорудит трамплин для лыжников и скейтбордистов, как в Мальском долине. А что – самое место!