Примерное время чтения: 6 минут
505

От районов к округам: чего ждать от новой системы местного самоуправления

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8. АиФ-Псков 22/02/2023
Екатерина Саенко / АиФ

На февральской сессии Псковского областного Собрания депутаты рассмотрят шесть законопроектов о преобразовании районов в муниципальные округа. С инициативой выступили Пыталовский, Стругокрасненский, Печорский, Опочецкий, Невельский и Красногородский районы. «АиФ-Псков» выяснил сильные и слабые стороны преобразования.

На благо людей

Никакого объединения волостей, как это пытаются показать представители некоторых политических сил, не произойдет. Речь идет об изменении модели управления, централизации ответственности в руках администрации округов. «Задача не в объединении, мы говорим о преобразовании муниципального округа в тех границах, в которых он и был», - объясняет председатель комитета по законодательству и местному самоуправлению областного Собрания Алексей Севастьянов.

В каждой волости, по его словам, останется председатель сельсовета или староста, заместитель главы района. Как будет называться эта должность — решат сами жители. 
Последние, заверяют эксперты, изменений не почувствуют. Более того, скорость реакции на запросы должна вырасти: потому что путь его прохождения станет короче.

«Всегда на встречах спрашиваю у тех, кто сомневается: «Что будет хуже?» - рассказывает заместитель председателя Псковского областного Собрания Виктор Остренко. - Ответ, как правило, сводится к тому, что «мы не хотим, а хотим, чтобы все было, как прежде». А как прежде?»

Преобразование, по его словам, не ставит своей целью кого-то и чего-то лишить, напротив, оно позволит выстроить коммуникацию между властью и жителями, упростит бюрократические процедуры.

«Это искажение информации, что специалисты не будут приезжать к людям, - уверяет глава Опочецкого района Юрий Ильин. - В каждом поселении существует сотрудник, который постоянно находится на рабочем месте, он там так и останется». 

С получением справок или иных документов проблем точно не возникнет, уверен Юрий Ильин. Тем более многое уже можно сделать через портал Госуслуг. 

Глава Пыталовского района Вера Кондратьева коллегу поддержала, отметив, что на примере Новгородской области можно говорить о том, что «население не ощутит изменений». «Те, кто оказывал услуги, так и будут этим заниматься. Только быстрее», - сказала она. 

Длинный путь 

Местное самоуправление начинается не с депутатов, а с не равнодушных людей, убежден глава Глубоковской волости Опочецкого района Леонид Луцышин. «Вы что думаете, что помимо депутатов нет других инициативных людей, да их полно. У меня в каждой деревне, а это 214 населенных пунктов, есть такой человек. И когда мы депутатов уберем, мы этим всех в равные условия поставим», - сказал он.

Пока же, по словам Леонида Луцышина, время глав волостей в большей степени тратится на «бесконечное переписывание бумажек, да замену одной буквы другой».

Между тем, говорит Алексей Севастьянов, заявления представителей некоторых политических сил сейчас вводят людей в заблуждение и провоцируют панические настроения. «Наши оппоненты говорят: «Всему конец!» Два года областное Собрание живет в новом количественном составе — 26 депутатов вместо 44, - продолжил парламентарий. - Когда этот вопрос обсуждался, именно те же оппоненты в лице коммунистической партии, в лице партии «Яблоко» утверждали те же самые вещи, что люди все потеряют, что люди до депутата не дойдут».

«У нас каждому главе района в помощь областной депутат, есть еще районные депутаты, общая численность которых – свыше 400 человек, а всего сельских депутатов больше 1000. Не слишком длинный коридор получается?» - поинтересовался парламентарий.

Исчезновение возможности оппозиции представлять свои интересы с упразднением волостных собрания очередной миф, считают эксперты.  Из 1 120 сельских депутатов, например, от «Яблока» избраны только 18, это 1,6% (причем 8 из 18 — это в Гдовском районе). Возникает справедливый вопрос: где же оппозиция была раньше и почему не пользовалась возможностью представлять свои интересы.

Наоборот, теперь де-факто оппозиция получит возможность активнее конкурировать на выборах в окружные собрания депутатов, не размывая кадры и ресурсы на выборы низового уровня. А значит, вырастет политическая конкуренция.

Более того, представители оппозиций уже сейчас имеют возможность перейти от работы по созданию «коллективной безответственности» к персональной ответственности: например, занимая вакантные должности в муниципалитетах. 

«Вакантные места есть в муниципалитетах, - говорит заместитель председателя Псковского областного Собрания Игорь Дитрих. - Многим оппонентам, которые выступают с лозунгами в газетах, если предложить должность в муниципалитете - в 99% случаев они откажутся. Они лучше будут кричать на баррикаде, что все плохо».

Все дело в ТОСах

Люди, которые придут на должности начальников территориальных отделов должны  быть компетентными, владеть необходимой информацией, иметь поддержку населения, считают эксперты.

По словам главы Невельского района Олега Майорова, популярность поста главы волости невысокая. Он рассказал, что, когда глава одной из волостей в его районе сложил с себя полномочия, на его должность никто не хотел идти.  

«Не надо иллюзий, что это хорошо оплачиваемая должность, - предостерегает Виктор Остренко. - Это хозяйственная работа, по сути, круглосуточная, когда все заботы жизни на селе ложатся на конкретного человека. При этом средств в бюджете недостаточно, и надо искать пути для развития».

Единый бюджет — еще один аргумент в пользу преобразования. Он позволит выделять больше средств, чтобы участвовать в глобальных проектах по ремонту школ, клубов, дорог.

Подавляющее большинство глав волостей, работающих в системе МСУ несколько десятилетий, отмечают, что такая централизация управления бюджетов, ответственности напрашивалась давно и приветствуют ее. «Единый бюджет позволит маневрировать», - убежден глава Гавровской волости Пыталовского района Валерий Васильев.  

По его мнению, нынешняя модель местного самоуправления уже несколько лет не соответствует возможностям привлечения финансов «на село» с регионального и федерального уровня. Даже заявки ТОСов из волостей на областные гранты приходится искусственно ограничивать в размерах, так как не все волости смогут потянуть их софинансирование.

ТОСы — это тоже механизм местного самоуправления, который объединяет самых активных граждан. Они порой эффективнее, чем волостные собрания депутатов и вполне могут способствовать развитию муниципальных округов .

По словам Виктора Остренко, сегодня каждый депутат, который настроен развивать свою территорию, возглавит ТОС, чтобы объединить вокруг себя граждан и решить проблему. 

«У людей в ТОСах такое уважение к полученным деньгам, что поучится надо, - поддержал коллегу Алексей Севастьянов. - Они точно знают, на что их тратить. Понимаешь, что ни одна копейка никуда не уйдет».

Начальник управления по местному самоуправлению и территориальному развитию правительства Псковской области Елена Тимашова отмечает, что основным назначением ТОСов является формирование стратегии развития территории. «Эта форма управления — самая правильная и эффективная для местного самоуправления», - говорит она. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах