Примерное время чтения: 11 минут
280

Орган слуха. В Пскове появился новый уникальный инструмент

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 11. АиФ-Псков 16/03/2022
Органный дуэт Дениса Маханькова и Дины Ихиной известен далеко за пределами Псковской области. Фото из личного архива Дениса Маханькова.
Органный дуэт Дениса Маханькова и Дины Ихиной известен далеко за пределами Псковской области. Фото из личного архива Дениса Маханькова. АиФ-Псков

В начале марта в концертном зале Псковского областного колледжа искусств звучала величественная органная музыка. Электронный орган появился в образовательном учреждении в конце прошлого года, благодаря инициативе руководителей благотворительного проекта «Органные концерты в Печорах» - выпускников Санкт-Петербургской консерватории Дениса Маханькова и Дины Ихиной. Подробности «АиФ-Псков» рассказал Денис Маханьков.

Денис Маханьков. Фото: АиФ-Псков

«Дело хорошее»

- Появление электронного органа в областном колледже искусств стало заметным событием в музыкальной жизни города. Как этот инструмент появился в музыкальном училище?

- Мы давно сотрудничаем с колледжем и его творческим коллективом. И однажды заместитель директора, Зоя Борисовна Королева, сказала, что неплохо было бы преподавать орган в колледже. Так возникла мысль о покупке инструмента.

А потом уже родилась идея написать губернатору. Параллельно обратились за поддержкой к нашему профессору, заведующему кафедрой Санкт-Петербургской консерватории Даниэлю Феликсовичу Зарецкому, который тоже обратился к главе региона с просьбой поддержать нашу идею. И в июле 2020 года нам позвонили из приемной губернатора и пригласили на онлайн-прием, где наше предложение одобрили. Бюджет согласовывали в конце 2020 года, а в августе 2021 года в концертном зале колледжа уже стоял орган. Преподавание начали в октябре.

ПОДРОБНОСТИ
Денис Маханьков - один из организаторов, идейных вдохновителей и постоянных исполнителей, а с 2014 года - руководитель благотворительного проекта «Органные концерты в Печорах», направленного на сбор средств для восстановления уникального исторического органа Kriisa в Церкви Св. Петра в городе Печоры.

Губернатору спасибо. Одно дело - хотеть и даже мочь развивать это направление в Пскове, а другое дело - купить инструмент. Здорово, что он на эту инициативу обратил внимание.

- Электронный инструмент так же хорош, как и духовой орган? Чем они различаются?

- Многие органисты, российские и из других стран, заинтересованы в том, чтобы органов было больше. В нашей огромной стране достаточно мало инструментов: духовых органов примерно две сотни, из них примерно сто - концертные. Но электронных органов становится все больше и больше. И в случае с органом, электронный инструмент - дело хорошее.

Безусловно, с духовым он не сравнится, но сейчас строят такие электронные инструменты, которые через колонки (можно подключить внешние аудиосистемы) транслируют звуки, записанные с духовых органов. То есть, это даже не синтезатор, а именно инструмент, который дает звучание по принципу сэмплов.

- То есть, электронный орган воспроизводит звуки какого-то конкретного духового органа? А какого?

- Мастер не докладывал, с какого конкретно органа он записывал сэмплы. Возможно, он даже записывал их с разных органов. Поясню: орган строится по типу собирания труб. В духовом органе полторы тысячи труб и можно заставить звучать отдельно каждую из них.

Тембральную окраску произведения мы создаем тем, что включаем семь или двадцать семь труб на одну клавишу. Чтобы оперировать этими маленькими кубиками, нужно, грубо говоря, записать каждую трубу, и потом уже они вместе соединяются. То есть сэмпл - это запись конкретной трубы. А труба - это не только разный тембр, но и разная звуковысотность. Регистр в органе - это ряд труб одного тембра. Естественно, мастера, которые строят электронные органы, создают базу хороших органов. И я уверен, что в нашем органе можно собирать новую диспозицию из тех элементов, которые есть.

Электронный инструмент дает возможность включить четыре типа органа: исторический, барочный, немецкий романтический, французский романтический симфонический. Это чрезвычайно важно и в педагогических моментах, и на концерте. В случае с духовым органом мы играем только на том инструменте, который есть. А в случае с электронным мы играем, например, французское произведение XX века - и включаем симфонический орган. Получается, что один электронный орган содержит в себе четыре.

Опять-таки этот электронный инструмент с помощью настроек может менять темперацию. Большинство инструментов настраивают в одной темперации - равномерной. А есть старинные настройки инструментов, на современное ухо они могут показаться странными, но какие-то части музыкальной ткани звучат лучше, чище и ярче. На духовом инструменте в рамках одного концерта изменить темперацию невозможно. И в принципе это вообще мало возможно - для этого надо весь орган перестраивать. А на электронном органе это можно сделать даже во время концерта.

Конечно, когда звук таинственным образом рождается в трубе - это одно дело, а когда из колонки выходит - другое. Но при игре на электронном органе природный звук есть, энергетика артиста на сцене есть. И даже есть прецеденты, когда хороший духовой орган стоит в зале с плохой акустикой и звучит хуже, чем электронный орган в зале с хорошей акустикой.

Опасный разговор

- То есть по многим показателям электронный инструмент лучше?

- Когда органист начинает говорить, что электронные органы хороши, это опасно. У некоторых органистов даже есть условие: не играть на электронных органах. Но, с другой стороны, есть места, где как минимум по площади не помещаются духовые инструменты. Сомневаюсь, что в колледже мог бы появиться духовой орган. Даже если бы он появился - то был бы совсем скромных размеров. На нем можно было бы только малую часть органного репертуара играть. И даже для педагогических целей он был бы очень скромный, не говоря уже про то, что стоил бы не малых денег.

- Электронный орган намного дешевле?

- Цены я точно не могу назвать, они разнятся в зависимости от фирмы-изготовителя. Но хороший духовой орган концертного уровня и большого размера будет стоить около 100 миллионов рублей, а минимального, но все же концертного уровня электронный орган будет стоить примерно 1 миллион. Мы выбрали самую дешевую модель. Но это уже инструмент концертного уровня: он хорошего качества и сэмпы более детализировано записаны.

Поэтому концерт, который мы провели в конце 2021 года, прошел очень тепло, орган по-разному раскрылся и звучал органично. Это тоже служит доказательством того, что даже такой относительно не дорогой инструмент создает очень хорошее впечатление.

- Как он выглядит?

- То, что видит зритель на сцене - это пульт органа. Над педалями расположены колонки органа. В колледже акустика неплохая, но достаточно сухая. Там орган звучал и своими колонками, и внешними. Также можно ставить колонки в противоположном углу зала - тогда создается эффект, что звук окружает. Конечно, для антуража можно поставить трубы, которые звучать не будут. Но это будет уже не функциональная часть, а эстетическая.

- Я правильно понимаю, что в Пскове до этого момента вообще не было органа и все любители органной музыки могли услышать ее в Печорах или других городах?

- Менее совершенный электронный орган есть в католической церкви в Пскове. Там даже импровизированные концерты были. Но концертную функцию он не выполняет. А духовой орган в нашем регионе - только в Печорах.

Беречь жемчужину

- Не помешает ли работа здесь вашему проекту в Печорах?

- Мы не планируем в Пскове много концертов делать. Печорский инструмент можно услышать с апреля по октябрь, а между этими месяцами можно устроить два-три концерта во Пскове, чтобы желающие могли здесь орган послушать.

Псковский орган не должен отвлекать от печорского органа. Мы купили электронный инструмент главным образом для того, чтобы преподавать, готовить специалистов на будущее, пианистам полное образование давать. А жемчужину - построенный в 1928-м году печорский орган - нам нужно беречь.

Инструмент сейчас находится в концертном состоянии, но помещение - это продолжение органа, и хочется зданию помочь. Это не аварийные вещи, но такие, с которыми мы в одиночку не справляемся. Поэтому привлечение внимания к печорскому органу чрезвычайно важно. Это один из лучших инструментов современности. Электронные органы типовые строятся, и мы рады, что такой орган появился во Пскове. Но печорский орган - единственный в мире, и тем более ценность для нашего региона.

- Какие органные концерты планируются в Пскове? Уже есть какие-то договоренности с музыкантами?

- Орган может использоваться в ансамблевых концертах или в концертах с оркестром, где органная партия тоже звучит, которые проводит филармония на сцене колледжа. Хочется приглашать и других артистов, и самим играть. Каждый исполнитель - в хорошем смысле индивидуальность, и даже исполняя одно и то же произведение, разные люди показывают разные его грани. Наверное, здоровый путь - привлекать больше разных специалистов, чтобы в этом калейдоскопе каждый находил то, что ему ближе, понимал общее и частности.

Фото: АиФ-Псков

Возможности приглашать других органистов есть. На концерте открытия выступали мы с супругой и наш преподаватель - заслуженный учитель России, заведующий кафедрой органа и клавесина Санкт-Петербургской консерватории им. Римского-Корсакова Даниэль Зарецкий. На недавно прошедшем концерте - лауреат международных конкурсов, доцент Московской консерватории Алексей Шмитов.

Сложный предмет

- С 2021 года вы - преподаватель псковского колледжа. Сколько у вас учеников? Каковы их успехи?

- Всего в Псковском колледже учатся девять пианистов. Все они и пошли обучаться играть на органе. Надо сказать, что если даже пианист не захочет стать органистом, ему этот инструмент нужно знать. Орган погружает в культуру старинной музыки - не экзотической, а написанной до того времени, когда возникло фортепиано.

Бах - гениальный композитор, как говорят, «наше всё», и пианисты достаточно много играют Баха. Но забавно, что они играют Баха на том инструменте, на котором сам Бах не играл и для которого сам Бах не писал свои произведения. Поэтому обучение игре на органе нужно, чтобы хотя бы понять творчество великого музыканта, творца.

Кроме того, есть предмет «История музыки», где 350 лет после Баха мы можем изучать годами, а 350 лет до него - за три урока проходим. Но когда изучаешь старинную музыку, понимаешь, что это не просто какая-то примитивная музыка, а вообще другой мир. И если потрудишься самостоятельно вникнуть в этот язык, то увидишь, что средневековые люди - это такие же люди как и мы, но жившие иначе в силу объективных причин и у них есть чему поучиться. И орган - это инструмент, который может нас погрузить в в музыку XIV-XV веков.

Соответственно, все пианисты отправились изучать орган. Ученики с большим интересом занимаются. Орган - инструмент рационально сложный: нужно и руками и ногами играть, у органиста три строчки перед глазами. И надо немало времени потратить, чтобы на минимальный уровень исполнения выйти. Это непросто, особенно начинающим.

Кроме того, органов мало, а заниматься нужно. И если на фортепиано есть возможность поставить себе дома пианино и заниматься, то с органом такой возможности нет. Особенно в России, где орган стоит в концертном зале, где репетируют многие коллективы, поэтому время очень ограничено. Вот это тоже несколько осложняет процесс.

Среди моих учеников - восемь девушек и один юноша. Ничего удивительного в этом нет. Когда я учился в Калининграде на фортепианном отделении, тоже был одним мальчиком на курсе. Молодых людей в среднем образовании меньше, но зато они потом идут в консерваторию и становятся большими музыкантами. Но и среди девушек есть хорошие пианистки. А среди органистов нельзя сказать, что преобладают мужчины. Мужчин и женщин 50 на 50. Приятно, что у меня есть ученики, которые готовы заниматься очень много. И очень хорошо, что в связи с приобретением инструмента псковские музыканты смогут связать свою жизнь с органом.

ДОСЬЕ АИФ
Денис Маханьков родился 1 января 1988 года. В 2007 году окончил Калининградский областной музыкальный колледж им. С. В. Рахманинова, в 2013 году - Санкт-Петербургскую Государственную Консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова. Активно концертирует c сольными и ансамблевыми программами по всей России, выступал на различных органных международных фестивалях. С 2014 года выступает в составе органного дуэта с лауреатом международных конкурсов Диной Ихиной.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах