В школах Псковской области вновь объявлено дистанционное обучение. Это значит, что из классов уроки должны были переместиться на различные образовательные платформы. «АиФ-Псков» узнал, так ли это, какие сервисы наиболее популярны у псковских учителей и какие альтернативные решения есть в регионе.
Разгневанные отцы
Школьники еще не успели даже приступить к дистанционному обучению, а на сайте губернатора одно за другим стали появляться обращения перепуганных родителей. Причем активность проявляли отцы.
«Суть технологии заключается в родителях, которые после работы будут доносить до ребенка новый материал! Материалы для обучения будут предоставляться учителем в группе класса в соцсети «ВКонтакте» в сокращенном виде. Крайне неэффективная форма обучения», - пишет Василий Трепов, ребенок которого учится в 12-й школе Пскова.
«У меня резонный вопрос - где собственно, это обучение? Видеоуроков нет, онлайн-уроки не организованы. Или в понимании властей дистанционное обучение - это когда преподаватель присылает задания, а родители учат детей?» - вторит ему Вячеслав Петраченков, отец первоклассника из 25-й школы.
И хотя нашлись те, кто в комментариях стал отстаивать честь упомянутых учебных заведений, утверждая, что «ежедневно классные руководители выкладывают ссылки на уроки и домашнее задание», а «учителя все время находятся на связи с детьми и родителями», проблема очевидно есть.
Все под контролем?
Видят ее, разумеется, и те самые «власти», к которым апеллируют разгневанные отцы. «Мы готовы вмешиваться и рекомендовать что-то учителю или школе, готовы оказывать необходимую помощь, чтобы дистанционное образование проходило качественно, - отметила вице-губернатор Псковской области Вера Емельянова. - Конечно, самый худший вариант, когда задание просто выдается ученику. Сегодня, к сожалению, этот вариант распространен, но мы этому вопросу готовы уделить внимание». По ее словам, в регионе работает Центр оценки качества образования, который проблему держит на контроле.
Псковский лицей № 4 - один из самых продвинутых в вопросе организации дистанционки. О том, как в нем организована эта работа, можно узнать, зайдя на сайт школы. Количество коммуникационных сервисов, платформ и систем электронного обучения впечатляет. Заместитель директора лицея № 4 по учебно-воспитательной работе Наталья Матвеева уверяет, что всеми ими учителя и ученики активно пользуются.
«Уроки проводятся офлайн и онлайн на базе региональной платформы «Цифровой урок». Кроме того, онлайн-уроки проходят в приложении Zoom, на базе образовательной платформы «Российская электронная школа», интерактивной платформы Учи.ру, есть уроки в Яндекс.Школе, онлайн-школе «Фоксворд» и в ЯКлассе. Все ссылки размещены в электроном журнале», - рассказала она «АиФ-Псков».
По ее словам, каких-то особых проблем не возникает. А те, что есть, учителя решают «в ручном режиме». «В каждом классе есть 1-2 ученика, которых родители на время дистанционного обучения увезли на дачу или за город, где, например, нет скоростного интернета и работать на платформах не представляется возможным. Но с каждым таким ребенком и родителем мы взаимодействуем индивидуально. Общаемся в мессенджерах, по телефону, кто-то даже приносит выполненное задание в школу», - пояснила она.
Был бы гаджет
Похожая ситуация и в других школах областного центра. Разве что не все они используют такой широкий набор платформ.
«У нас все видеоуроки проходят в Zoom, - говорит директор школы № 18 Маргарита Ильина. - Когда только начинали дистанционное обучение осваивать, то пробовали проводить занятия на разных платформах, но остановились на ней».
Эту же платформу для занятий выбрали и в псковской школе № 2. В учебном заведении говорят, что за время пандемии смогли обучить работать в ней всех своих педагогов.
«В прошлому году наши учителя прошли обучение и теперь активно используют такие площадки, как Zoom и Google Класс», - рассказывает директор школы Ольга Пальцева.
При этом она отмечает, что в школе, где учится больше тысячи школьников, конечно, не у всех есть современные гаджеты. Но уверяет, что это учебному процессу не такая уж и помеха. «С такими ребятами наши учителя все равно занимаются, просто к каждому ищут индивидуальный подход», - заверила она.
33 платформы
В самом начале дистанционки городское управление образование собрало данные о том, какими площадками и сервисами пользуются все 27 школ города, рассказала его начальник Анна Кузыченко. «АиФ-Псков» ознакомился со сводной таблицей.
Беглый анализ показывает, что самые популярные у псковских школ — Zoom, Учи.ру, ЯКласс, «Российская электронная школа», Яндекс.Учебник. С заметным отрывом от лидеров идут «Фоксфорд», Google Класс и Dnevnik.ru.
А всего в ходу у учителей областного центра почти три десятка различных платформ: благо, за полтора с лишним года пандемии их появилось огромное множество. Есть и весьма экзотические. Например, Discord — голосовой чат, популярный у геймеров.
Наконец, многие школы отмечают, что их учителя используют для связи с учениками разнообразные мессенджеры (преимущественно WhatsApp), электронную почту, Google Docs и социальные сети (разумеется, в лидерах тут «ВКонтакте»).
Все это разнообразие, безусловно, мешает упорядочиванию учебного процесса. Ученикам (и их родителям) тяжело переходить с одной платформы на другую после каждого урока. Они путаются, сбиваются, теряют пароли.
Есть и другая сторона проблемы. «Пользуются всякими федеральными платформами, а потом родители удивляются, почему с них приложения требуют отплаты», - высказал «АиФ-Псков» свою точку зрения IT-специалист, связанный со сферой образования.
Свой вариант
А между тем в Псковской области есть собственная образовательная платформа - сервис электронного обучения «Цифровой урок». В системе учителями региона уже создано порядка 50 000 авторских уроков. Сама платформа была разработана комитетом образования Псковской области для центров «Точка роста», чтобы учителя имели возможность проводить интерактивные уроки и подключать к ним учеников, которые занимаются из дома.
«Цифровой урок» - уникальная платформа, в которой есть многоступенчатые аудиочаты, сделанные по аналогии с соцсетью Clubhouse, «цифровая доска», на которой ученик может писать в процессе урока, видеоконференции, возможность включать в урок не только текстовые элементы, но и презентации, картинки, видео и много всего другого нужного и полезного. Платформа была создана специально для нашего региона, в котором интернет есть не всегда и не везде.
Платформа более популярна у учителей, работающих в школах области. Сейчас ею пользуются около 1 000 педагогов, из которых только 250 человек - преподаватели псковских школ. Самые активные пользователи преподают в школах №№ 4, 5, 17 и 20.
Впрочем, пандемия подхлестнула интерес школ к региональному ресурсу. С начала первого дистанта к нему присоединились почти 130 педагогов. Хочется верить, что учителя оценят региональную платформу и тогда интересных авторских уроков будет больше.