Тысячи филологов помнят, как она каждое утро встречала их в 8.15 на главной лестнице и громко здоровалась с каждым, словно спрашивала: «А ты с чем пришёл сегодня на занятия, с каким настроением, всё ли у тебя хорошо?» Несмотря на её внешнюю и внутреннюю строгость, в ней сочетаются материнская любовь и требовательность.
Сначала любим
Лариса Малкова, «АиФ-Псков»: Людмила Аркадьевна, знаете, как вас студенты за глаза зовут?
Людмила Холод: Знаю - мамой…Студенты меня хорошо изучили: я строгая, но справедливая. Если ругаю, то за дело. Может, когда и занудливая была... Но просто так я никогда не обижала студентов. Дело до того доходило: «Людмила Аркадьевна, нет денег, чтобы доехать до дома, дайте в долг...» - «На, пожалуйста!» - «Мне надо уехать, но справки не будет». Значит, действительно надо. И я верила. Да, каждое утро встречала их у портрета Пушкина и видела каждого! И это было важно для меня и, думаю, для них. Я заставляла их здороваться со всеми, в том числе и с вахтёрами, я их ВОСПИТЫВАЛА. А когда они уходили, говорили тысячи слов благодарности. Когда спрашивают о молодёжи, всегда говорю фразу Яна Амоса Коменского: «Сначала любим, потом учим». Я бесконечно их люблю, бесконечно! Мне интересно с ними, я их за собой веду. Они меня понимают, я их, они беспрекословно меня слушают. В моих отношениях нет ни фальши, ни заигрывания.
- Сейчас вы воспитываете другое поколение, детей 90-х, выращенных на чупа-чупсах, баунти, ужастиках и человеках-пауках. Какие они?
- Да. Они другие. Они знают компьютер, умело пользуются интернетом, но знания у них поверхностные, в них нет глубины, прочитали - списали. Поколение их родителей очень много читало, не расставалось с книгой. Отсюда и глубина понимания, и логика. И жизнь ведь была другой: все стремились к одному, у нас цель быть всем вместе, а сейчас кто в лес, кто по дрова. Поколение преподавателей тоже изменилось. Вспомните, это же был цвет академической науки: Маймин, Слинина, Глускина… Они не допускали халтуры, для них главное - чтобы студент знал!
Мы жили, конечно, беднее, хотя многие и сейчас не лучшим образом живут. Но у предыдущего поколения была заинтересованность, стремление окончить институт, работать. А сейчас лёгкое отношение к жизни. Не секрет, что девочки живут гражданским браком начиная с первого курса. Получили они такую возможность и не стремятся к более высокому, редко можно встретить мечты об аспирантуре, например,. В стране должна быть концепция по молодёжной политике, нашу молодёжь на части разрывают наши, ваши, но не дают понимания того, что они нужны.
Какая-то девушка
- Говорят, мы потеряли это поколение…
- Во многом мы их потеряли… К нам приходят в вуз все же лучшие дети, и приходят учиться. Кто не предназначен для этого, выбывает. И вот эти лучшие ничего не знают. Даю контрольную работу на входе: например, кто такие Минин и Пожарский, Ленин? Когда было восстание декабристов, отмена крепостного права? Из 90 человек ответил правильно, да и то не на все вопросы, один процент. Принимаю экзамен у 40-летнего заочника: «Что такое культ личности?» Ответ: «Это высококультурный человек». Или: «Кому принадлежал Порт-Артур?» - «Наверное, Артуру». Билет по послепетровской эпохе: «Кто такая Елизавета Петровна?» - «Девушка какая-нибудь»…
- И это университет… Что же нам делать, что надо менять?
- Со многими учителями я разговаривала: количество часов сократили, убрали из истории многие факты. Идет сплошное очернительство. Ну что всё время блох искать в Советской власти? Ну, найдите что-то хорошее, вы же возвращаетесь к нему, вплоть до создания народных дружин! Любите свою историю, пусть она плохая или хорошая! Кто читал «Бориса Годунова»? - Оказывается, его и не изучают теперь. Кто прочёл «Войну и мир»? Одна- две руки. И как строить лекцию? Не так, как 15 лет назад! Нельзя стоять и смотреть в записи, а выстраивать лекции так, чтобы студенты говорили и говорили.
Чего я только не вытворяю, стараюсь красочно, эмоционально, едва не танцую и пою. Иначе ребята не запомнят! У них нет процесса запоминания, а лишь процесс фотографирования - сразу всё забывают. А я хожу между рядами, и они буквально все у меня на контроле, и Боже упаси им отвлечься. И с себя я спрашиваю так же строго - уровень преподносимого материала должен быть очень высоким. Никаких нераскрытых положений! Да, существует и такое мнение, и другое. На семинаре мы обсудим, чьё мнение правильно. А вы подумайте! Излагайте, что вам ближе, попробуйте разобраться сами. Например, почему в Гражданской войне победили большевики? - У них была идея! И ожидание перемен. Не таких, как в Киеве, не фашистских, а таких, которые решат проблемы народа. Я прошу ребят об одном: не давайте одинаковых работ из интернета, старайтесь выразить своё. Им трудно. Они не привыкли мыслить самостоятельно, не умеют говорить. Скажут предложение - и дальше не могут. Они не виноваты, это беда системы образования. Хотя надо отдать должное преподавателям, которые совершают невозможное.
Сейчас нужен совершенно иной, продуманный взгляд на всю систему образования. А во главе её должен встать человек, который понимает, что наше образование не должно отставать от европейского. Хотя и оно сейчас критике подвергается. Мой младший сын, специалист по античной литературе, преподает на истфаке в СПбГУ, часто выезжает с лекциями в вузы Европы. Там практически индивидуальное обучение. В группе по 5-6 человек, а не 30, как у нас. И каждый рядом с педагогом.
Моя жизнь
- Вы всю жизнь преподаёте общественные науки, в партии со студенческой скамьи. Столько всего в стране произошло. Какой период в жизни был самым тяжёлым? XX съезд?
- Родители мои ткачи, дедушка - член РСДРП с 1903 года, участник забастовки в Иваново-Вознесенске. Папа направлен был в органы по путёвке партии. Они свято верили в идеи коммунизма. Хрущёв тогда очень поспешил со своими заявлениями. Восприняла я их спокойно, к тому же папа мне всё объяснил и разложил по полочкам. Но объявление Ельциным Компартии вне закона я переживала тяжело. А за меня - и муж и дети. Я член партии, не ушла оттуда, я сказала, что никогда не предам идеи своего отца. А сейчас какая идея? Рождение Гарри Галкина, по этому поводу должны ликовать?
- Как вы относитесь к современным коммунистам?
- По-разному. Многие вещи принимаю, что-то нет. Может, это связано с нынешней жизнью? Они очень мало работают среди людей и молодёжи. Но никогда студентам я не навязываю своих идеалов. Разбирайтесь сами, думайте сами.
- Но всё же, где берёте силы преподавать, возить студентов в Брест, в Красуху?
- И муж мой так же: 16 часов в автобусе в одну сторону! Прекрасно доехали! Я ведь не только преподаю, но и наукой занимаюсь! Да-да! А силы… Веду спецкурс по войне, каждое 9 Мая возлагаем цветы в Крестах, а потом веду всех в кафе и пою чаем с булочкой. Договариваюсь с автобусом, везу в Порхов, в Беларусь, мы вместе плачем от избытка чувств, когда входим в Звезду и слышим рёв самолётов и грохот орудий, а потом возлагаем цветы. В Красухе убираем мусор на захоронении, складываем в пластиковые мешки, выставляем вдоль дороги. Мы вместе, и студенты чувствуют, что мне не безразличны. Я все помню, всех выпускников - это великое счастье. А какие они мне слова написали в подаренной книге об Александре Невском! Да я без своих ребят не могу, погибну, если уйду. Вся моя жизнь - здесь, в университете.
Досье
Людмила Аркадьевна Холод - кандидат исторических наук, доцент, почётный доцент ПсковГУ. Окончила Псковский историко-филологический факультет Псковского университета. Трудовой путь начинала в Стругах Красных, затем в школе №12, которой руководил Саркис Оганесович Давтян. С 1963 года работает в университете. С 1984 по 2008 года была деканом филологического факультета. Муж Михаил Афанасьевич Холод, оператор ГТРК «Псков». У Людмилы Аркадьевны двое сыновей и двое внуков.