МОЦ призывает ответственных за состояние трасс и городских улиц обратить внимание на состав закупаемых на тендерах ПГР, так как под размытыми условиями конкурсов могут скрываться корыстные намерения заменить эффективные материалы на дорогие и непригодные для борьбы с гололедом. МОЦ просит санитарные службы проверить допустимость применения сельскохозяйственных удобрений в городах с точки зрения их влияния на здоровье жителей и экологическую безопасность.
В Центр «За безопасность российских дорог» поступила информация о закупках ПГР, опасных для людей, животных и экологии городов. По состоянию на сегодня, Санкт-Петербург уже получил три тысячи тонн реагента марки «Бионорд», десятки тысяч тонн этого ПГР поставлены в Самару, Екатеринбург и Киров Специалисты МОЦ совместно с «Союзом экологических общественных организаций» выяснили подробности.
По заключению экспертов, «Стандарт организации СТО 2149-009-93988694-2007», который является базовым для одного из закупаемых реагентов - «Бионорда», производитель – Уральский завод противогололедных материалов (УЗПМ) из г. Пермь, фактически не содержит какой-либо формулы реагента (см. Приложение), так как вариативность долей составляющих «Бионорда», указанная в стандарте реагента марки «Бионорд» УЗПМ, меняется от 0 до 80%.
Таким образом, под определение «Бионорд» фактически подходит любая смесь любых химических, фрикционных или абразивных материалов в любой пропорции. Если состав реагента не определен, то невозможно утверждать при какой температуре он будет эффективен. Заявление о рабочей температуре минус 25ºС не соответствует действительности, потому что «Бионорд» может состоять из 80% щебня и 20% каменной соли, у смеси которых в такой пропорции рабочая температура не превышает минус 5 ºС.
Такой подход к формированию состава смеси позволяет легко изменять его себестоимость. Вариации составляющих компонентов позволяют производителю увеличить свою маржу в ущерб безопасности жителей городов. Договорная цена поставляемого коммунальщикам реагента составляет 17 – 18 тыс. руб. за тонну. При этом рыночная цена одной тонны хлорида кальция – 14 тыс. руб., а тонны мраморной крошки (компоненты «Бионорда») – 3,5 тыс. руб. за тонну. Таким образом, себестоимость самого состава может легко увеличиваться в 2 раза - от 8 до 16 тыс. руб. за тонну.
Руководитель МОЦ Дмитрий Леонтьев: «Мы установили, что при закупке «Бионорда» заказчики получают смесь, в состав которой могут входить опасные для здоровья и экологии удобрения - хлорид калия и карбамид (мочевина).
Настораживает тот факт, что хлорид калия в огромных количествах присутствует в производственных отходах химических предприятий Пермского края. В 2008-2009 гг. в Москве уже были зафиксированы попытки использования отходов из отвалов соликамского полигона для борьбы с гололедом. Поставляемые в Москву ПГМ с названием СБГ и «Экосол» оставляли черную жирную грязь на дорогах и имели повышенный радиационный фон. Тогда эти попытки были пресечены. Сегодня же, на наших дорогах будут рассыпать мочевину, по-научному карбамид, который при «длительном вдыхании» в «высоких концентрациях» приводит к развитию трахеобронхита, изменениям функции печени и почек. Из-под колес автомобилей карбамид будет попадать в воздух, а оттуда в легкие прохожих и прежде всего, детей».