Один врач работает на износ на нескольких ставках, с огромным количеством дежурств, в нескольких медицинских учреждениях, причём одновременно и в государственных, и в частных, чтобы получить свои 15 тысяч. И уже невозможно закрывать глаза на то, что в государственных медицинских учреждениях большую часть штата составляют люди предпенсионного и пенсионного возраста. То есть катастрофа-то ещё впереди?
За руку удерживаем!
Надо отдать власти Псковской области должное: чтобы сделать наш регион привлекательным для молодых врачей, делается немало. Подъёмные в размере миллиона рублей, жильё, обещание повысить к 2018 году зарплату, да так, что она в полтора раза превысит среднюю по области.
За молодыми кадрами комитет по здравоохранению и фармации ведёт настоящую охоту. Руководитель комитета Игорь Потапов на одном из совещаний с губернатором рассказывал, как он лично ездил на распределения в медицинские вузы и «за руку» держал выпускников этого года, уговаривая вернуться на малую родину. Свежеиспечённые медики поддаются на уговоры плохо.
- После того как шесть лет учишься в «меде», а учиться здесь и правда сложно, многие не хотят ехать работать в провинцию. Потому что на периферии условия работы хуже: зарплаты всё ещё низкие, оборудование не то, количество частных клиник небольшое. А тем, кто старался учиться, хочется дальше развиваться. Учиться в небольших городах в ординатуре, аспирантуре, как правило, нет возможности. Не везде есть интернатура, - говорит выпускница этого года Санкт-Петербургской академии им. И.И. Мечникова Ольга Петрова.
Конкурсный «междусобойчик»
И тут государство выдвинуло идею перевода медицинского образования на целевую основу к 2016-му году. Внимание к «целевикам» сразу стало особым. Ведь чем больше выписывается целевых направлений, тем эффективнее кажется борьба с кадровым дефицитом. В Псковской областной и городской больницах, Детской областной больнице, Центре контроля качества и сертификации лекарственных средств Псковской области ходатайства для целевых направлений выписывают практически всем обратившимся. По этим ходатайствам отдел кадров Государственного комитета по здравоохранению и фармации даёт направления на целевые места в медвузы. Во время нынешней приёмной кампании направления на целевые места в вузы Санкт-Петербурга, Москвы, Смоленска, Твери получили 179 человек. Им выделено 62 места, за которые абитуриенты из Псковской области будут соревноваться только между собой. К примеру, на «лечебное дело» в Санкт-петербургский государственный медицинский университет им. И.П. Павлова на 15 целевых мест взято 48 направлений. Конкурс, грубо говоря, 3 человека на место.
А вот на три целевых места на «педиатрию» в Смоленской медицинской академии претендуют только три целевика. Четыре направления на «стоматологию» в Первый московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова соответствуют четырём местам. Понятно, что в таких условиях псковичам поступать в медвузы значительно легче. За «поблажку» в поступлении целевики «заплатят» потом. По контракту, который поступивший заключает с вузом и работодателем, после учёбы он обязан будет отработать три года на государство. Вот тебе гарантированные 10 лет жизни: стопроцентное поступление, бесплатная учёба в течение 6 лет в вузе, потом год интернатуры - и рабочее место в течение трёх лет. Только учись! Желающие от целевого контракта потом в принципе могут откупиться, выплатив всю стоимость обучения.
Наша цель - целевик
И вузам целевики выгодны. Учебные заведения высшего образования борются за каждого студента. Чем больше количество учащихся, тем выше финансирование. Бюджетные места есть не на всех специальностях, а платить за учёбу около 75 тысяч в год может себе позволить не каждая семья, особенно из провинции. Поэтому гарантированные 10 студентов, за которых будет платить комитет по здравоохранению и фармации Псковской области для открывающегося в Псковском государственном университете факультета медицинского образования, очень даже не плохое подспорье. Если в самом начале приёма в ПсковГУ на факультете было только 25 мест на внебюджетной основе, то в первых числах июля университету удалось договориться с областной администрацией о дополнительных 10 местах. Таким образом, из 69 поданных на «медицинскую кибернетику» заявлений сформируют первый набор из трёх групп общим количеством уже не 25, а 35 человек.
Красота: абитуриенты поступили, в вузах места заполнены, власти работу провели, затратив на учёбу только целевиков этого года более 37 с половиной миллионов рублей. Но сколько в этом году вернулось на рабочие места в Псковскую область целевиков, нам в комитете по здравоохранению и фармации Псковской области точно не сказали, объяснив, что итоги ещё не подвели – в августе будет видно. Наверное. Впрочем, если у нас в этом году поступят 62 целевика, то это значит, что через 6 лет у нас будет 62 новых врача. Не думаем, что в этом году их будет больше… А вакансий, напомним, 1200. Есть от чего прийти в отчаяние. Потому что за исправление ситуации надо было браться лет двадцать назад. А двадцать лет назад был 1992-й год, врачи областной больницы по полгода не получали зарплату. Завидная была перспектива для молодёжи – стать врачом. Хуже только стать учителем. Сейчас остаётся себя утешать тем, что ещё через двадцать лет ситуацию удастся переломить. И только в том случае, если не опуская рук работать над проблемой системно.
Очень хочется верить в лучшее, но не могу забыть лицо Аллы Азаровой, врача, профессионализмом которого нельзя не восхищаться. Она возглавляет неврологическое отделение для больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения регионального сосудистого центра, отдала медицине много лет своей жизни. В конце прошлого года Азарова получила-таки двухкомнатную квартиру, где теперь будет жить с мужем и сыном-студентом. Когда женщина давала интервью по этому радостному поводу осенью прошлого года, её взгляд, потускневшие глаза, тихий тембр голоса - всё говорило об одном: «Выспаться бы, устала».