Однако при внимательном рассмотрении выяснялось, что звезды там расположены не кругом и по центру, как на официальных символах ЕС, а сгруппированы в левом верхнем углу и воспроизводят созвездие Большой Медведицы. Под этим полотнищем, известным также как флаг Otava, на митинги выходили регионалисты – сторонники большей политической и экономической самостоятельности республики. Однако лидер этого движения, известный публицист и философ Вадим Штепа настоятельно подчеркивает, что регионалистов ни в коем случае нельзя путать с сепаратистами, так как они выступают вовсе не за отделение Карелии от России, а, наоборот, за укрепление новых, горизонтальных связей между российскими регионами. А что до синих полотнищ со звёздами, то, по словам Вадима Штепы, ЕС волей-неволей, но «украл идею».
Собрать воедино
Наш первый вопрос был, конечно, о флаге.
- Дело в том, что именно этот флаг – семь серебряных звезд Большой Медведицы на синем фоне, стал первым карельским флагом, появившемся в республике еще в 1918 году. Это был флаг т.н. Беломорской Карелии. Автором флага является художник Йонас Хейска. Этот флаг символизирует, собственно, нашу республику, в синих озерах которой отражается созвездие Большой Медведицы.
Позже, в 1920-м году, появился другой карельский флаг, более известный и выполненный по «скандинавскому» образцу – черный крест на зеленом фоне, в красной окантовке. В его оформлении использованы традиционные национальные цвета карелов, и поэтому с момента своего создания этот флаг воспринимался, и, тем более, воспринимается сейчас как этнический карельский флаг. Мы к нему относимся с уважением, но его нельзя сделать флагом всей республики, потому что у вепсов, например, также есть свой флаг «скандинавского» типа. А звездный Otava – может быть именно объединяющим и республиканским, это флаг всех, кто живет под карельским небом и любит свой край, независимо от этнической принадлежности. Что касается его визуального сходства с флагом Евросоюза, то обратим внимание, что наше знамя появилось намного раньше, и если можно говорить, что кто-то «украл идею», то это, однозначно, не создатель карельского флага.
- Вадим, регионалистов частенько именуют сепаратистами. Насколько обоснованы такие подозрения?
- Начну, как ни странно, с цитаты из нашего премьер-министра. Общаясь с народом, и, намекая на возможные политические послабления, Владимир Путин заявил, что одного он ни в коем случае не допустит – регистрации региональных партий. По его мнению, это неизбежно приведет к распаду страны. Замечу, что того же опасаются и некоторые деятели московской оппозиции. Таким образом, в очередной раз было продемонстрировано, что российская элита не совсем представляет себе политическую жизнь в современной Европе. Там-то региональные партии очень даже существуют, активно действуют, избираются в местные парламенты и Европарламент, но смешно предполагать, что кто-то из них желает распада Евросоюза. Напротив – европейские регионалисты, например, шотландцы и каталонцы, устанавливая между собой прямые связи, на деле только укрепляют Евросоюз.
Эти партии (а они могут быть и правыми, и левыми) отстаивают интересы жителей своих регионов – и культурные, и экономические – чтобы они не «потерялись» в порою обезличивающей европейской интеграции, не стали жертвами столичных чиновников и глобальных монополий. Но разве не тем же, теоретически, должны быть озабочены власти субъектов РФ?
В России же все еще пытаются командовать всеми из одного центра. Но это, извините, никакая не федерация, а империя. Однако судьба всех мировых империй известна…
Самостоятельность и «бренды»
- В чем же, в таком случае, вы видите залог успешного развития региона?
- Мы говорим о необходимости изменения федерального законодательства, чтобы Российская Федерация стала действительно федерацией. Жители республики просто уже не хотят мириться с ситуацией, когда все ресурсы и налоги уходят по «вертикали» в Москву, а мы не обладаем никакими возможностями на это повлиять — ибо власть мы тоже сегодня не выбираем (или выбираем филиалы все тех же московских партий). Так что прежде всего, это республиканское самоуправление, выборность власти снизу доверху. А в экономическом плане мы намереваемся бороться за то, чтобы ресурсами республики распоряжались сами ее жители, а не какое-то постороннее «начальство».
По сути, эти идеи носятся в воздухе – вот уже и Путин говорит о возвращении выборов губернаторов, а Медведев проводит совещания по вопросу децентрализации властных полномочий. Но какого-то внятного проекта на федеральном уровне пока нет. Кроме того, Карелии сейчас, в условиях современной глобальной экономики, жизненно необходимо разрабатывать свои региональные бренды, узнаваемые и привлекательные для туристов и инвесторов. И сейчас этим можно заниматься, даже не дожидаясь каких-либо политических перемен. У Карелии должно быть своё, узнаваемое лицо и республиканское самосознание – и тогда мы будем говорить с миром на равных.
Так, меня, например, очень удивляет, что в Петрозаводске до сих пор нет ни одного популярного и демократичного клуба в карельском стиле – с выступлениями местных музыкальных групп и прочих арт-деятелей, открытыми общественными дебатами и т.д. Владельцы всевозможных развлекательных заведений предлагают лишь слабые копии московских и питерских клубов. Есть, конечно, ресторан «Карельская горница» – но его вип-расценки подходят далеко не для всех туристов, уж не говоря о местных жителях. Неужели это все, что у нас осталось от республиканской специфики?
Союз свободных полисов
- Вадим, а как вам удается совмещать столь живой интерес к актуальным политическим вопросам, и – философские работы по истории античности?
- На самом деле, все очень просто. Античность меня интересует потому, что именно она заложила основы всей современной европейской цивилизации. Древние греки отличались очень ярким, лишенным унылых догматов, образом мышления и неукротимой творческой активностью. Что касается политики – то давайте вспомним, что своих высших успехов Эллада достигла именно в период, когда она являлась союзом свободных и самоуправляемых полисов-городов. А урок в том, что свобода была потеряна после того, как вместо этого союза там принялись строить тираническую империю.
У нас на Севере, кстати, тоже было свое отражение этой цивилизации – почти вся территория нынешней Карелии входила в демократическую Новгородскую республику, где вече было в каждом городе. Я полагаю, что развитие современного регионализма ведет нас, образно говоря, к открытию Новой Античности – когда самоуправляемые города и регионы будут сотрудничать напрямую, и вместе одолеют подавившую всех ордынскую деспотию.
- Спасибо за беседу!
Справка:
Вадим Штепа - философ, публицист, поэт. Родился в Карелии, детство провел в Крыму, Красноярском крае, Заполярье. Окончил факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. Главный редактор интернет-журнала «ИNАЧЕ». Автор нескольких книг и сборников статей. Своим философским кредо считает девиз, вынесенный на обложку одной из них - «Если утопии не сбываются – то сбываются антиутопии».