50

Что ты читаешь? Библиотеки - как воздух, но мы не замечаем, как дышим…

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. "АиФ - Псков" 10/11/2010

По мнению чиновников - а именно им принадлежит сомнительная честь этого открытия - решительной «модернизации» в обозримом будущем должны быть подвергнуты школы, медицинские учреждения, не говоря уже о библиотеках.

По мнению директора Псковской областной библиотеки для детей и юношества имени В.А. Каверина Натальи Волковой, такое варварство угрожает ни много ни мало, а нравственным основам нации.

Много букв

- Наталья Степановна, вы, судя по всему, максималистка в этом вопросе, когда апеллируете к таким высоким категориям?

- Это азы детской библиотечной педагогики. Ребёнок начинает познавать мир не со слова, а с картинки. Сначала он видит какой-то предмет, потом к нему добавляется слово, обозначающее действие. И чем старше он становится, тем меньше картинок, тем больше букв, тем… шире простор для воображения.  Лишив ребёнка этого инструмента познания, можно потерять и нравственные ориентиры. За последние двадцать лет Россия так и не сумела обрести национальную идею. Как следствие, нет идеологии, нет системы ценностей, нет шкалы «хорошо-плохо» - это опасная ситуация для государства.

- Может быть, тому виной качественное изменение информационного потока?

- Мир сейчас реально изменился - он стал шире, объёмнее. В своё время вся наша детская литература ограничивалась всего несколькими авторами. По пальцам можно пересчитать и детские журналы. С началом перестройки количество детской периодики выросло в десятки, сотни раз. Помимо этого появились новые носители информации: аудиокниги, Интернет, где можно найти любое издание, любой текст. Более того: изменились особенности восприятия детьми информации. В том числе и текстовой. Совсем недавно я попыталась перечитать, уже не как исследователь, своих любимых «Двух капитанов» и сразу же почувствовала, насколько ритм повествования романа не соответствует динамике жизни современного подростка. Между тем ежегодно тысячи детей смотрят киноверсию романа, и их по-прежнему завораживают и фабула, и образы героев. На мой взгляд, его главная притягательность заключается в точном совпадении фабулы произведения с бесконечной верой детей в торжество справедливости и в то, что подлость должна быть наказана.

Зачистка книжных полок

- Но таких книг, которые учат, простите за банальность, «разумному, доброму, вечному», - множество. Есть и современные авторы. Или в современном обществе разучились читать?

- И читать не разучились, и книг предостаточно, но есть ряд факторов, которыми мы тоже пренебрегать не можем. Ну, например, откуда, от кого ребёнок узнает об этих книгах? Сейчас мамами и папами становятся те, что появились на свет в начале 80-х. Их детство и юность пришлись на страшные 90-е годы, когда читать было некогда - стоял вопрос о выживании. Постепенно книга исчезала из повседневного быта. С другой стороны: зачем? Чтобы найти нужную цитату, есть Интернет. А если захочется узнать, что написал Толстой, можно воспользоваться компиляцией, где быстро перескажут: куда поехал Болконский, за кого вышла замуж Наташа Ростова... Сейчас в библиотеке мы сталкиваемся с тем, что к нам несут - не вру! - тонны книг. Полные собрания сочинений Золя, Стендаля, Бальзака, не говоря о русской классике, - вычищают свои книжные полки. Новые поколения перестают видеть в книге помощника, советчика. Не так давно я узнала, что в нашем педагогическом университете на факультете, готовящем преподавателей начальных классов, курс литературы (всей, в том числе и детской) сокращён до 72 часов!

- Вы негативно относитесь и к аудиокниге?

- Нет. Одно дело - схематично изложить текст, а другое, когда тот же самый роман «Война и мир» прочитает актёр. Сейчас модно ходить с наушниками, и немало молодых людей, которые вместо музыки слушают Пелевина, Цветаеву - такое время.

Слить и сократить!

- А что же сейчас читают?

- Разное. Юношество, как правило, хочет познакомиться с новинками, о которых они что-то слышали. Многие увлекаются фэнтези, а малыши запали на всякие истории из разряда «Лапы вверх!», или Щерлок Гавс», «Пираты кошачьего моря»… Но главное всё же в другом: нужно, несмотря ни на что, сохранить любовь к книге. И тут институт библиотеки имеет первостепенное значение.

- Откуда такая уверенность?

- Вспомните, когда они вообще появились! Первые публичные детские библиотеки возникли на рубеже XIX-XX веков, когда эта «гнилая монархия» задумалась о том, что процветание государства будет возможно лишь при наличии грамотных, мыслящих людей. Поэтому создавались библиотеки, в том числе и детские! Сейчас обратная картина: за последние годы у нас по стране из 45 тысяч специализированных детских библиотек осталось 40 тысяч. Идёт их слияние с библиотеками для взрослых пользователей. Неправильно! Мы должны сохранить эту территорию ребёнка...

- Недавно на месяц была приостановлена деятельность библиотеки за невыполнение предписания пожарных инспекторов…

- Да, были выявлены нарушения правил пожарной безопасности. Причина одна: недофинансирование по очень важным для памятника архитектуры XVIII-XIX вв. позициям. Это, прежде всего, ремонтные и реставрационные работы. Сейчас ситуация меняется. Забегая вперёд, скажу, что наша библиотека попала в титульный список капремонтов, и уже в следующем году нас ожидает серьёзная реконструкция. Но я хочу обратить внимание на другое: то, что мы не работали целый месяц, заметили! Значит, книга востребована, значит, надежда есть.

Наша справка:

Наталья Степановна Волкова родилась в г. Печора (Коми) в семье репрессированных. В 1973 году закончила Ленинградский институт культуры имени Крупской, отделение «детские библиотеки». В Псков приехала по распределению в 1973 году. В 2005-м году возглавила Объединённую областную библиотеку для детей и юношества им. В.А. Каверина. Заслуженный работник культуры РФ.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах