Примерное время чтения: 6 минут
142

Путёвка в жизнь: Как научить быть востребованными?

Что такое учить таких детей, каких специалистов готовят коррекционные школы региона и трудно ли найти работу и устроить дальнейшую жизнь их выпускникам - об этом «АиФ на Мурмане» побеседовал с Валентиной ЕМАШКИНОЙ, директором коррекционной школы п. Кильдинстрой Кольского района.

Дети с нелёгкой судьбой

 - Валентина Николаевна, сегодня непросто получить специальность и, в первую очередь, поступить учиться на бюджетное отделение и ребятам из обычных школ. А на что могут рассчитывать ваши воспитанники, дети, можно сказать, с нелёгкой судьбой?

 - Вы правильно сказали: наши воспитанники в силу ограничения возможностей здоровья - дети с нелёгкой судьбой. Среди них немало сирот и ребят, которых бросили родители. На что они могут рассчитывать после окончания школы? В нашей области эта проблема, я считаю, более-менее решена - в Мурманске и ряде других городов есть профессиональные училища, на базе которых организованы коррекционные группы.

Обучение здесь проходит по специально разработанным программам, позволяющим детям освоить рабочую специальность. Со всеми этими училищами мы поддерживаем связь, обмениваемся опытом, наработками. Выбрать себе профессию могут и девочки, и мальчики. К примеру, в Мурманском профессиональном училище №16 работают коррекционные группы по подготовке автослесарей. Ещё одно городское училище, №4, выпускает штукатуров-маляров. В профессиональном училище посёлка Росляково выпускников коррекционных школ обучают на столяров.

А профессиональное училище в посёлке Ена (Ковдорский район) готовит рабочих сразу по нескольким направлениям: для ухода за животными (по специальности «Хозяйка усадьбы»), рабочих колбасного цеха и хлебопекарного производства, слесарей-сантехников и столяров. По отзывам наших бывших воспитанников, это училище имеет очень хорошее общежитие, учащихся прекрасно кормят.

Сироты имеют возможность получить две специальности. Например, двое наших воспитанников получили в училище посёлка Ена специальность слесаря-сантехника, а сейчас обучаются на столяра. Ещё две девочки освоили специальность «Хозяйка усадьбы», а теперь учатся на пекаря.

Важно отметить, что ребята из коррекционных школ теперь получают не только профессию, но подчас и рабочие места, тем более что в последние годы выпускники профучилищ становятся всё более востребованными. Я считаю, что наши воспитанники находятся даже в более выгодных условиях, чем ребята из обычных школ, которые не очень хорошо учатся. Для слабых учеников не всегда находятся места в обычных группах профучилищ, а ребята из коррекционных школ могут даже выбирать. Само обучение и проживание в общежитии для них бесплатное - государство полностью берёт на себя заботу об этих детях.

Обучение на дистанции

 - Можно сказать, коррекционная школа даёт воспитанникам путёвку в жизнь. Однако, насколько я знаю, многие родители слабых учеников, которым показана коррекционная школа, хотят, чтобы их дети учились в обычной школе.

 - Я жалею таких родителей - они не могут увидеть будущее своих детей. Это неправильный подход. Отказываясь от коррекционной школы или коррекционного класса, они через несколько лет столкнутся с проблемой дальнейшего обучения и трудоустройства своих детей. Ребёнок, слабо успевающий в обычной школе, может остаться не у дел. Ведь обучение должно проходить с учётом индивидуальных возможностей ребёнка. В коррекционной же школе - особый подход к детям, им уделяется больше внимания.

Если в обычной школе ребёнок не усваивает программу, ему нужна та программа, которая будет по силам. Именно такие программы утверждены в коррекционных школах.

Кроме того, в коррекционных школах часто организовано множество самых разных кружков и на хорошем уровне ведётся физкультурно-оздоровительная работа. Об этом говорят победы наших воспитанников на различных соревнованиях и творческих конкурсах, в том числе областных.

 - Слышала, что у вас дети обучаются даже дистанционно?

 - В последние годы мы стали сотрудничать с областным учреждением дополнительного образования детей и юношества «Лапландия».

Наша школа включена в программу дистанционного о6учения, разработанную в «Лапландии», по таким направлениям, как «Мир растений и животных» и «Мир творчества». Школа получает по Интернету информацию и задания, составленные с учётом возможностей наших ребят. Они выполняют их, а затем отправляют в «Лапландию». Это очень увлекает учащихся, что помогает получать дополнительные знания по предметам. Один из воспитанников, Саша Осипенко, с большим желанием обучается по программе «Мир растений и животных» и благодаря этому увлечению вместе с товарищами занимается разведением цветов. Ребята уже озеленили всю школу.

В новом учебном году мы хотим сотрудничать с «Лапландией» ещё по двум направлениям обучения: «География» и «История». Это ещё одна возможность получить дополнительные знания по предметам, тем более что это интересно самим ребятам.

Поиск работы

 - Все учащиеся коррекционных школ после окончания учёбы устраиваются на работу?

 - К сожалению, далеко не все. Самостоятельно ребятам часто сложно найти работу. Только при помощи взрослых: родителей, педагогов, органов социальной защиты - удаётся успешно трудоустроить.

Наши ребята работают малярами, пекарями, помогают младшему медперсоналу в больницах, трудятся грузчиками. В основном это работа, связанная с выполнением каких-либо несложных конкретных действий, без творчества.

 - Валентина Николаевна, отношение к детям с ограниченными возможностями в нашей стране за последнее время меняется?

 - Могу отметить, что лучше стало обеспечение коррекционных школ. Стал больше выбор специальностей, которые можно получить. Если раньше могли готовить девушек только на швею, юношей - на столяров, то теперь это и профессии маляра, пекаря, выполнение кузовных работ в автомастерской и другое.

 - Что вы считаете главным в обучении особых детей?

 - Они, конечно, требуют большого внимания. Но, пожалуй, главное в нашей работе с детьми с ограниченными возможностями - научить их трудолюбию.

Наша справка:

На сегодня в стране насчитывается около 1,5 миллиона детей с ограниченными возможностями здоровья, а иными словами - с отклонениями в физическом и умственном развитии. Свыше 200 тысяч детей учатся в коррекционных школах. В Мурманской области по итогам 2009 г. числилось около 2300 детей-инвалидов, 1519 учились в коррекционных школах и школах-интернатах. Часть детей с ограниченными возможностями обучались в общеобразовательных школах.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах