Главная опасность, как считают психологи, состоит в том, чтобы дитя не стало жертвой родительского перфекционизма. Или родительского страха: недодать ребёнку всего самого лучшего.
«И я побежал»
Нагрузить ребёнка по самые уши сейчас можно и без отрыва от его основной деятельности: посещения детского сада. Статья 45 закона «Об образовании» предусматривает возможность оказания детскими садами дополнительных образовательных услуг. Это помимо основной программы, которая готовит ребёнка к жизни и к школе по всем правилам педагогической науки.
Псковские детские сады такие услуги оказывают как платно, так и бесплатно. Они делятся на три больших блока: спортивно-оздоровительный (хореография, гимнастика, ритмопластика, детский фитнес), художественно-творческий (изостудии, пение) и интеллектуальный, где ребёнка по большей части готовят к школе. И для родителей, и для детей с одной стороны – сплошное удобство: не надо тащиться на автобусе через полгорода за эстетическим развитием, тратиться опять же на дорогу. Да и, как показывает практика, детей дешевле «образовывают» в стенах муниципальных дошкольных учреждений, чем за их пределами. Единственное, чего не могут побороть в себе родители, – это желание действовать по принципу: «Все побежали, и я побежал». Для материнского сердца подчас невыносима мысль о том, что одногруппники ребёнка будут заниматься хореографией, а родное дитя – нет. Хотя дитя и не в восторге от танцев. Бывает: нет чувства ритма, слуха, других данных. И стоит осчастливленное ранним развитием дитятко в последней линейке тех, кто танцевать хочет, любит и может. Стоит, зарабатывает низкую самооценку. Может, всё-таки спросить: чего ты хочешь? И успокоиться, если какое-то занятие из джентльменского дошкольного набора малыша не привлекает.
«Драмкружок, кружок по фото»…
За пределами детского сада малышей тоже ждут с распростёртыми объятиями. Возраст младших групп хореографических ансамблей уверенно стремится к нулю. Родители не возражают – они нынче начитанные, знают: что в ребёнка вложишь до 3 лет, то и пожнёшь. К счастью, практически все танцевальные коллективы города блюдут умеренность в малышовском обучении: занятия по полчаса, дважды в неделю – для «пятилеточки» в самый раз. Если, конечно, родители попутно не угнетают его английским, изостудией и интенсивной подготовкой к школе.
- В дошкольном возрасте не стоит детей отдавать на всё, что можно, - считает психолог Диана Банникова, старший преподаватель кафедры психологии ПГПУ. – Стоит отдать ребёнка на те занятия, к которым у него есть склонность. Если вы видите, что ребёнок танцует или физически хорошо развит, то можно отдавать его в спорт и танцы. Но, к сожалению, родители часто компенсируют собственные недостатки и считают, что чем больше они ребёнка будут учить, тем больше он будет уметь. В результате получается, что ребёнок, приходя в школу, ненавидит уже это всё заранее. К сожалению, у нас так построена система образования, что в школе требуют, чтобы ребёнок сразу умел читать и писать, но самому ребёнку это не нужно, приходя в школу, дети всё равно обучаются всему тому же. Совершается огромная ошибка, ребёнок теряет мотивацию: «Чего мне учиться, если я уже всё знаю!»
Когда родители требуют от ребёнка усидчивости, то тоже делают ошибку: с психофизиологической точки зрения это невозможно. У ребёнка даже с семи лет предел усидчивости – это 15 минут, далее нужна смена деятельности. В результате убивают детство, в науке есть термин «недоигравшие дети», которым не дают заниматься их основной деятельностью – играть. В игровой форме обучение, конечно, хорошо. Но у нас обычно репетитора нанимают и мучают ребёнка. Нельзя так.