Министерство экономического развития РФ готовит законопроект, в котором говорится о передаче Русской Православной Церкви религиозного имущества, которое находится в собственности государства или муниципалитета, а это недвижимость, иконы, церковные часы, рукописи и т.д.
Уже давно происходит так, что в собственность церкви передаются различные монастыри, храмы, иконы и прочие ценности. Данный процесс имеет такую тенденцию вот уже около 20 лет, и нынешний законопроект - это всего лишь один из этапов преобразования. Хотя и существенный. Главной особенностью этого документа является утверждение того, что все имущество передается не в пользование, а в собственность. Кроме этого, стоит отметить, что к церкви переходят не только лишь храмы и монастыри, но и различные службы, школы и т.п.
Список тех угодий, на которые претендует церковь, включает в себя 443 монастыря, 12 665 приходов. Хотя о земле в законе ничего не говорилось, все же и ее церковь хочет получить во владение, а это около 2 млн. га. Если примерно подсчитать весь этот капитал недвижимости, то его вполне можно сопоставить с активами Газпрома, ЕЭС России или РАО РЖД.
Это, конечно, большой капитал, но дискуссий, связанных с его переходом, не возникает. В основном проблема связана с художественными ценностями, которые находятся в коллекциях музеев. Естественно, такое положение несколько обеспокоило некоторых деятелей искусства и владельцев музеев, которые обратились с соответствующим письмом к патриарху Кириллу. Под этим письмом подписались директора Государственного Исторического музея, Третьяковской галереи, музея Московского Кремля, Центрального музея древнерусской культуры и искусства, Государственного архива РФ, Государственной Исторической библиотеки. Однако в противовес им было составлено другое письмо, которое было направлено различным деятелям культуры и президенту Дмитрию Медведеву. В тексте идет речь о том, чтобы безоговорочно передать во владение церкви все произведения иконописи. Под ним подписались директор Института динамического консерватизма, президент Славянского фонда России, президент фонда "Возвращение", генеральный директор телеканала "Спас". Данное противостояние, естественно, вызвало резонанс мнений руководящих сил, которые активно начали выступать на круглых столах, на радио и в телеэфире, появились заметки в прессе и т.д.
Хотя такие меры довольно жесткие, все же это совсем не тот напор, что скажем, был так лет десять назад. Примерно тогда церковь отобрала музейную коллекцию, что стало одним из решающих факторов закрытия музея в Троице-Сергиевой лавре, а директору музея предложили постричься в монахи. В декабре 2005 года были предприняты шаги по отстранению музея из Ипатьевского монастыря в Костроме, тогда 12 его сотрудников были вынуждены проводить недельную голодовку. Даже те, кто не принимал активного участия в этом протесте, рьяно давали негативные интервью.
Когда в 2008 году Русская Православная Церковь "выселила" Российский государственный гуманитарный университет из Никольских корпусов в Москве с помощью сил судебных приставов, ОМОНа и других православных бойцов, студенты начали строить баррикады в здании и устраивали демонстрации в знак протеста против этого церковного рейдерства. Не успели наручные часы Папы совершить и полный оборот годового календаря, как архиепископ Рязанский и Касимовский Павел начал разорять музей-заповедник Рязанского кремля, пытаясь на его месте построить себе резиденцию. Непокорившиеся сотрудники музея собирали митинги и подписи (около 22 тыс. шт.). Однако это музей не спасло. И эти далеко не все примеры.
Естественно, встретив такой отпор со стороны общественности, церковь начала проводить акции содружества. 4 марта Патриарх Кирилл заявил, что не даст никому вбить клин между церковью и обществом. Он утверждает, что все подобные преобразования - это возвращение святынь в руки истинных владельцев, а попытки противостояния - не что иное, как отголосок советского атеистического периода. Как только появились первые надежды на принятие этого закона, по связующим ниточкам РПЦ как будто прошла команда временно прекратить рейдерство, а сторонников и активных защитников музеев восхвалять за долготерпение. Чтобы все ранние действия церкви как можно меньше затронули общественность, она заручилась поддержкой культурнейших глав синодального отдела - отцом Всеволодом Чаплиным и председателем синодального информационного отдела РПЦ Владимиром Легойдой. Хотя в своих речах они вместе призывают к компромиссу, сотрудничеству и благочестию, некоторые из их представителей не стыдятся, к примеру, посещать магазин часов и покупать модели за 30 тыс. евро.
Особая ситуация складывается относительно икон и других подобных религиозных ценностей, которые в данный момент находятся в музеях. Если верить статистике, то даже в самый большой церковный праздник - Пасху - церковь посещает порядка 5% населения страны, а за год в музей, чтобы полюбоваться произведениями искусства, в том числе и иконами, заходит около 50-60 млн. людей, а это 30-40% населения. Вот и получается, что потребность в музеях куда больше. Причем далеко не все иконы выставлены в храме, а о доступности их обычным мирянам вряд ли идет речь, что уже говорить о неправославных.