Спасение «утопающего»
Спасательная операция в Варангер-фьорде Баренцева моря. Шанс – своими глазами увидеть, как работают спасатели – выпадает далеко не каждому журналисту. Прибываем на аэродром к 11 часам. На вертолёте летим к месту условной чрезвычайной ситуации.
Здесь уже находились корабли и суда российских и норвежских спасателей. Они маневрировали на водной глади фьорда в поисках утопающих, роль которых была отведена манекенам. Наш вертолёт завис над одним из условно пострадавших. Высота над морем - приличная. Отсюда даже большой спасательный буксир «Калининградец» казался маленькой игрушкой. Но страха совершенно не ощущалось. Наоборот, было только одно желание – как можно быстрее вытащить из ледяной воды утопающего.
Наверное, те же чувства испытывали и профессиональные спасатели. Они быстро установили лебёдку и в считанные минуты подняли на борт манекен. Однако пластиковое создание недолго находилось в вертолёте. Ещё через несколько минут оно вновь оказалось в воде. На мой вопрос «Зачем спасать, коль вновь отправили «утопающего» за борт?» участники учений объяснили, мол, чтобы всем хватило потренироваться.
Оставив манекен другим спасателям, наш вертолёт взял курс домой в Мурманск, где в это время отрабатывался очередной этап учений.
Тушение пожара
Впервые «Баренц-Рескью» проходили столь крупномасштабно. Наверное, сказалась наша российская традиция всё делать с размахом. Потому и отрабатывали спасатели не один-два этапа учений, как это было в Швеции, Норвегии и Финляндии, а сразу пять. Причём и сами тренировки были максимально осложнены. К примеру, по сценарию первого этапа – пассажирский самолёт упал на хранилище радиоактивных отходов в губе Андреева. Катастрофу усугубило радиоактивное заражение приграничных территорий. Потому в спасательной операции участвовали все заинтересованные структуры как России, так и стран Баренц-региона.
Впрочем, западные специалисты демонстрировали своё мастерство на всех этапах учений. Особенно масштабно - в Кайралах. Здесь, в Кандалакшском районе, неподалёку от государственной границы России и Финляндии спасатели двух стран отрабатывали действия при тушении крупного лесного пожара. Кстати, за работой пожарных следили их норвежские коллеги. Представители делегации Северного королевства специально приехали на юг Мурманской области, чтобы поделиться своим опытом и познакомиться с возможностями специальной техники, которую используют в России. Как позже признался начальник пожарного отделения (высшая должность в пожарной системе Норвегии) Нильс-Ерик Хаагенвунд, ему очень понравился многоцелевой универсальный вертолёт МИ-8 МЧС России.
- У нас такой техники нет, - с ноткой сожаления заметил спасатель. – Конечно, мы используем летательные аппараты, но в основном для разведки лесных пожаров. Кстати, планеры поступили к нам на вооружение не так давно. Раньше использовались наблюдательные вышки. Сейчас на юге Норвегии сохранилась только одна такая деревянная постройка. Раритет оставили в качестве музея под открытым небом.
В отличие от норвежских, российских спасателей, как, впрочем, и меня, интересовали возможности финской спецтехники. Точнее, уникального пожарного квадроцикла. Его ёмкость на 500 литров жидкости позволяет тушить небольшие очаги лесных пожаров. Увидев работу этой мобильной системы, руководитель этапа начальник отдела тушения пожаров, аварийно-спасательных работ ГУ МЧС России по Мурманской области, полковник внутренней службы Алексей Передерий отметил, что желательно приобретать такую технику нашим лесничествам.
Апофеоз учений
Впрочем, пожалуй, одним из самых эффектных и зрелищных был последний этап учений. Апофеозом слаженных действий спасателей стал сброс воды с уникального самолёта-амфибии БИ-200 МЧС России на условно горящее нефтеналивное хранилище «Белокаменка». Естественно, под такой массой жидкости (почти 12 тонн) пожар был потушен быстро. Также профессионально и слаженно сработали участники учений при ликвидации разлива нефтепродуктов, которые по сценарию попали в Кольский залив при столкновении танкеров.
Конечно, специалисты дадут свои оценки каждому этапу учений. Итоги будут подведены в ноябре этого года. Но для простых зрителей всё прошло хорошо. Теперь есть уверенность, что в сложной ситуации мы не останемся один на один с бедой. Спасатели – рядом.