Думаю, ну мало ли людей в погонах, которые всю жизнь преподают… А коллега уже диктует: «Вячеслав Аврорович Пан, заместитель начальника ГУ «Центр управления силами федеральной противопожарной службы по Псковской области».
Как же не познакомиться с таким интересным человеком!
- Вячеслав Аврорович, вам журналисты какой первый вопрос обычно задают?
- Это от конкретных обстоятельств зависит, смотря где встречаемся: на учениях или на совещаниях…
- Про отчество никто не спрашивал?
- А, вы об этом! Это действительно забавная история. Когда родился мой отец, к бабушке в гости приехал родственник из Ленинграда. Рассказал, что стоит в городе на Неве революционный крейсер с красивым названием «Аврора». Тогда как раз была мода на революционно-политические имена. А бабушка в римской мифологии была не очень сильна: назвала сына в честь крейсера, и только потом узнала о богине утренней зари… Я в училище учился, пришёл вставать на учёт в комитет комсомола, представился как полагается: фамилия, имя, отчество. «О! - говорят. – Вчера Октябрьевич приходил, сегодня Аврорович – сплошная революция».
- И работа у вас такая, огневая. Вы давно служите?
- 26 лет выслуги. В 1986 году Ленинградское пожарно-техническое училище окончил, вернулся в Псков и служу. Начинал в 3-й пожарной части начальником караула, нынешнюю должность вы знаете. Центр управления силами – это такой управленческий орган, занимаемся вопросами организации тушения пожаров на территории Псковской области.
Груз дружбы
- И связью с общественностью занимаетесь? Я всё время возвращаюсь мыслью к вашей награде – довольно необычной для пожарного…
- Нет, связь с общественностью в мои должностные обязанности не входит. Это, скорее, общественная нагрузка, когда-то взятая на себя добровольно. Но награда действительно связана с ней. Эта история началась в 1990 году. Вы, наверное, помните: было в нашей стране такое тяжёлое время, когда ничего не было. Не денег, как сейчас, а практически ничего. Тогда и родился проект партнёрских связей: город Псков официально стал побратимом немецкого города Нойса. А в частном порядке граждане этого немецкого города выступили с инициативой – оказать псковичам гуманитарную помощь: продуктами, вещами, лекарствами. Весь Нойс собирал этот груз, а доставить его в Псков вызвались пожарные под руководством заместителя начальника пожарной охраны Петера Шлангена. Немецкие пожарные привозили гуманитарную помощь, мы им здесь на месте уже помогали. В процессе этой работы и родилась дружба между псковскими пожарными и пожарными Нойса. Мы тогда (впрочем, как и сейчас) ничем от других псковичей не отличались: жили так же трудно. Немецкие пожарные, помимо того что помогали всему городу, стали помогать и нам. Причём даже пожарно-техническим вооружением. В 1992 году мы открывали здание нового пожарного депо. Немцы тогда передали нам три пожарных автомобиля: один на базе «Мерседеса», второй – «Фольксваген», а третий – «скорая помощь». А ещё 20 комплектов спецодежды. Очень удобная одежда была: легкая, из мягкой ткани с защитной обработкой. У нас сейчас требования к экипировке тоже стали другие, и с оснащением последние годы тоже получше. А немецкий «Фольксваген» до сих пор ещё, бывает, используем. 17 лет ему уже.
Хорошая школа
- Вы лично с кем-то из пожарных подружились?
- Мы дружим с Рейнхольдом Койхелем – он начальник добровольной пожарной охраны одного из районов Нойса. В Германии развита сеть добровольных пожарных дружин, которые помогают в тушении пожаров, в ликвидации последствий стихийных бедствий. У каждого «общественного» пожарного есть основная работа, с пожаротушением никак не связанная. Но они проходят серьёзную подготовку и очень качественно оснащены технически (за счёт средств муниципалитета): есть своя база, свой автопарк – всё, как у настоящих пожарных.
- Вы, наверное, уже немецкий выучили?
- Я только по-английски могу общаться. А Рейнхольд пошёл учиться в русскую школу и неплохо выучил русский язык.
- Вот мы сейчас и вернёмся к школьной теме.
- Даже возвращаться не придётся. В 1992 году наши немецкие друзья решили помочь какому-нибудь образовательному учреждению. И мы рекомендовали псковскую школу-интернат № 1. Немцы финансировали проект, а мы занимались всеми организационными вопросами на месте, в Пскове. За 17 лет общими усилиями оборудовали мастерские – там есть и кабинет домоводства с хорошей кухней, и кабинет, где швейному делу учат, столярная мастерская. Прачечную сделали, компьютерный класс. Компьютеры тогда по президентской программе пришли, а помещение не приспособлено – вот в этом мы помогали. Ещё переоборудовали спальни. Там раньше по 16 человек в одном помещении спали. Сделали спальни на 2-3 человека, с мебелью городская администрация помогла. Наши друзья, как только получали отпуска на работе, приезжали в Псков и работали на объекте сами! Мы обычно определяем проект на год и делаем. Например, проект прошлого года – тренажёрный зал. В этом году займёмся игровой площадкой на улице.
- И почетным работником образования вы стали «по дружбе» со школой-интернатом.
- У меня самого в голове не укладывается: я же пожарный, всю жизнь служу… И очень удивлён был – мы же не ради званий и наград всё это делали. В прошлом году, например, нашей школе 50 лет было. Хороший день рождения получился: мы детям пожарную технику демонстрировали, были спортивные конкурсы, эстафеты. А как их пожарные из Нойса удивили: Рейнхольд Койхель выступал в роли факира: показывал, как можно огонь «выдыхать»! Ребятам понравилось. Вот ради этого мы работаем…
Кстати
27 апреля делегация пожарных из Нойса прибыла в Псков. Очередная встреча друзей состоялась в преддверии 30 апреля - Дня пожарной охраны России. Как заметил руководитель немецкой делегации на приёме у главы Пскова, «если мы более 12 месяцев не приезжаем, то скучаем, нас тянет сюда».
В этом году пожарные из Нойса также собрали пожертвования для школы-интерната: 1 тыс. евро - от пожарной охраны Нойса и 6 тыс. евро собрала семья Рейнхольда Койхеля. Гости отметили, что в Германии тоже продолжается финансово-экономический кризис, поэтому собирать пожертвования стало сложно. Следующий проект можно будет начать только когда ситуация изменится. С грустью было замечено, что благотворители стареют, а смены нет, нет людей, которые бы продолжили дружбу с псковской школой-интернатом. «Но пока мы здоровы, - подчеркнули гости, - будем помогать».
Директор школы-интерната Лидия Овсякова поблагодарила жертвователей и с особой признательностью вспомнила их жён, которые в этом году не смогли приехать. Супруги Вальтера Писсовотски и Рейнхольда Койхеля с большим пониманием относятся к тому, что мужья в чужой стране во время отпуска ремонтируют школу-интернат. А основная нагрузка по сбору пожертвований ложится именно на плечи этих дам.