Организаторами семинара выступил институт региональной прессы при поддержке фонда «Новая Евразия». В нем приняли участие журналисты различных СМИ Пскова и области. Также, присутствовал бывший настоятель, а ныне просто священник храма Святых жен Мироносиц священник Павел Адельгейм.
Среди журналистов были и те, кто на своем опыте испытал недружелюбное отношение со стороны РПЦ. Бывший редактор «Городской газеты для жителей Пскова», а ныне Интернет-журнала «Городская среда» Алексей Семенов и журналист МК Александр Донецкий внесли свой вклад в то, что их издания были включены в черный список РПЦ.
Директор института региональной прессы Анна Шароградская пояснила, что проведение семинара в Пскове обусловлено последними событиями, связанными с заявлением Псковской Епархии о предании анафеме псковского журналиста Олега Дементьева, который также присутствовал на встрече.
Как научиться терпеть друг друга
Ведущий семинара руководитель отдела межрегиональных связей и ведущий эксперт Санкт-Петербургского гуманитарно-политологического центра «Стратегия» Евгений Бестужев, вводя участников встречи в тему, подчеркнул, что в советское время все религиозные общества были гонимы властью.
После перестройки люди поверили церкви, и пошли в церковь, которая обрела свободу. Однако, она очень быстро растеряла кредит доверия и превратилась из гонимой в гонителя. Кроме того, она обрела привилегированное положение по отношению к другим конфессиям, стала вести с ними борьбу, а это неминуемо ведет к тому, что она начинает разлагаться изнутри.
«Вопрос нетерпимости со стороны той или иной религиозной конфессии - проблема довольно сложная. Каждая религия претендует на знание абсолютной истины. Если религия скажет, что другие имеют такое же право, как и она, то она перестанет быть религией. В чем же тогда ее истинность…», - подчеркнул Евгений Бестужев. Он добавил, что вопрос, как сохранять свою веру, уважая другие верования, с ними взаимодействовать, искать не то, что нас разъединяет, а то, что объединяет, многие богословы пытались разрешить.
На самом деле этот вопрос не так сложен, как кажется. Безусловно, православная и католическая христианские церкви соперничают друг с другом. С уст священников постоянно слетают уколы, критика и просто пренебрежение к другой конфессии, несмотря на то, что суть у них одна. Исламисты занимают такую же позицию, хотя и ислам - религия родственная христианству.
В Коране имеются ссылки на Тору и Библию. Но есть и другие примеры. Православные староверы-инглинги, например, к другим верованиям и религиям относятся более чем спокойно и могут объяснить свою терпимость достаточно просто. Наши боги хороши для нас, а у других народов другие боги. И спорить, чьи боги лучше – все равно, что спорить, чьи родители лучше – глупо и бессмысленно. Не зря у древних славян на становищах для инородных гостей были оборудованы места для прославления богов. Иноземцы приходили туда, ставили статуи своих богов и молились им.
Мертвые документы
Евгений Бестужев познакомил псковских журналистов с документом, который называется «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Этот документ среди прочего описывает взаимоотношения РПЦ со средствами массовой информации, и принят был в 2000 году. По мнению эксперта, некоторые положения этого документа противоречат Конституции РФ. Читая его, эксперт пришел к выводу, что церковь вынужденно терпит существующую модель государства. При этом она позволяет себе критиковать государство, а государству себя критиковать права не дает. Впрочем, находит Бестужев в документе и положительный момент – церковь считает себя субъектом гражданского общества.
Хотя, на самом деле не важно, противоречит ли данный документ Конституции или другим законам РФ. В 15 главе Основ «Церковь и светские средства массовой информации» описывается видение церковью того, какими эти СМИ должны быть. При этом даже если церковь налагает какие-то ограничения на СМИ, это, что называется, ее личное дело, СМИ от этого меняться не обязаны. А воспитание нравственности как цель для СМИ, вполне адекватное положение. Уж всяко лучше, чем воспитание безнравственности.
Мыль о том, что данный документ не стоит даже обсуждать, подтвердил Павел Адельгейм, который сообщил, что это документ мертвый, поскольку им никто не руководствуется ни в жизни, ни в работе. При этом он высказал мысль, что если бы им руководствовались, то в чем-то ситуация изменилась в лучшую сторону, а в чем-то нет. Павел Адельгейм добавил, что у Русской православной церкви это не единственный мертвый документ. Так, например, существует еще «Положение о церковном суде Русской православной церкви», которое тоже не работает. За время своего служения священник несколько раз обращался в церковные суды и разу не разу не получил ответа. Впрочем, не получал он ответов не только из судов, но и из других инстанций РПЦ, куда обращался с различными вопросами много раз.
Полнота иерархической власти
Павел Адельгейм зачитал присутствующим подробный доклад о внутреннем устройстве церкви, о принципах на которых стоит церковь. Красной нитью через все его выступление проходила мысль о том, что церковь построена на любви к Богу и любви к ближнему, уважении его как личности. Священник с прискорбием доказывает в своем докладе, что в современной Русской православной церкви любви места не осталось. В ней на передний план вышло иерархическое подчинение.
В региональной Епархии, согласно Уставу РПЦ, главным действующим лицом является епархиальный архиерей, он пользуется всей полнотой иерархической власти в делах вероучения, священнодействия и пастырства. При этом в Уставе РПЦ, принятом в 2000 году, не указывается место, которое в церкви принадлежит Богу, РПЦ является многонациональной Поместной Автокефальной Церковью. Об Боге же в Уставе нет ни слова. Нет в Уставе определения мирянам и клирикам, нет у них и прав, есть только обязанности. В результате православные клирики и миряне оказываются гонимыми из православных храмов архиереями и священниками.
Так, по словам Павла Адельгейма, из года в год митрополит Псковский и Великолукский Евсевий применяет крайние меры к десяткам кликиков и мирян. Его устные прещения действуют, но не фиксируются указами, и поэтому не могут быть обжалованы. Павел Адельгейм напомнил о редком случае, когда прещение было зафиксировано указом, о деле священника Владимира Андреева – бывшего преподавателя математики политехнического института. Владимир Андреев просил уволить его за штат Псковской Епархии, поскольку не мог примирить долг священника сохранять приходское служение и христианскую совесть, протестующую против запрещения Евсевием священнослужения отцу Зинону. Это прошение было сочтено порицанием в адрес правящего епископа, и Владимир Андреев был уволен за штат с запрещением священнослужения. С отца Зинона прещение было снято, а с Владимира Андреева не снято до сих пор.
Анафемы не может быть
В случае же с журналистом Олегом Дементьевым, объявленная ему анафема не может таковой считаться, это скорее запугивающий шаг. Поскольку в Русской православной церкви существуют определенные правила отлучения от церкви, которые не были исполнены. Акт отлучения не опубликован и Олегу Дементьеву не вручен. Возможно, его и вовсе не существует. Поскольку, Устав РПЦ не позволяет Епархиальному Совету налагать санкции на клириков и мирян.
Такое право принадлежит Епархиальному суду и, в заданных границах, архиерею, который делегировать это право не может. Между тем пресс-служба Псковской Епархии распространила сообщение о том, что журналист предан анафеме, т.е. проклятию решением Епархиального Совета. При этом Епархиальный совет ссылается на «виновность» Олега Дементьева, доказанную в Псковском городском суде. В действительности же, судебный процесс был гражданским, и виновность Дементьева не устанавливал, поскольку никакого уголовного преследования в отношении него не велось в принципе.
«Решение вынесено с нарушением установленной процедуры и пределов компетенции, без канонического обоснования. Вынесено бессрочное отлучение с проклятием до смерти и посмертным преследованием, не отвечающее правилам церкви, веро- и нравоучению о Домостроительстве спасения. Назначение «высшей меры наказания» за нетяжкие грехи кажется личной местью», - считает Павел Адельгейм.
Статья Олега Дементьева «Осиное гнездо под золотыми куполами» до сих пор активно обсуждается. Еще раз обсудили ее и участники семинара. Большинство из них сходится во мнении, что с профессиональной точки зрения так бездоказательно писать нельзя, ссылаясь лишь на слова людей. Люди могут врать, люди могут ошибаться. Между тем существует как минимум два фактора, которые заставляют задуматься. Во-первых у журналиста Олега Дементьева не было никакого мотива опорочить настоятельницу монастыря. Во-вторых, люди зря говорить не будут.
Показательно, что на семинар не пришли представители официальной позиции Псковской Епархии. Не в первый раз они не пожелали вступить в диалог. А ведь чем больше церковь закрывается от общества, тем реже общество будет обращаться к церкви. Подобные же семинары без полного участия второй стороны теряют свой практический смысл и работают по принципу: «Без меня меня женили».
Так как же журналистам строить взаимоотношения с церковью в условиях, когда она считает себя в праве критиковать нас и требовать от нас чего-то, а мы оказываемся не вправе критиковать даже не церковь, а ее отдельных служителей, которые, как говорится, тоже люди. Наверное, здесь единственным мерилом, как для журналистов, так и для священников является совесть. Если, конечно, она есть.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.