Примерное время чтения: 6 минут
111

Надо чаще судиться! Как привлечь к ответу чиновника?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43. "АиФ - Карелия" 26/10/2011

Как добиться большего успеха, когда можно жаловаться в Страсбург и как найти управу на чиновника - рассказывает правозащитник и  известный юрист  экспертно-правового партнерства «Союз» Елена Пальцева.

Бабушки потянулись в Европейский суд

 - Елена, скажите, люди стали активнее обращаться в суд, бороться за свои права, или напротив, окончательно разочаровались в бесплодных попытках найти справедливость?

  -  Я, конечно, статистику не веду, но даже по количеству народа в судах видно, что больше стало обращений в суд, больше стало судей. Наш городской суд стремительно расширяется.  Часто вижу, что люди приходят  с какими-то своими самыми простыми нуждами, вроде того, что у них управляющая компания залила квартиру.

 Особенно радует, что в коридорах судов выросло количество наших пенсионеров.  Они приходят туда, чтобы добиться справедливости по выплатам пенсий, защитить свои права.

 Народ стал больше понимать, что за свои права обязательно нужно пытаться бороться. Я даже скажу, что бывают и такие случаи, что простые граждане приходят в суд с исковыми заявлениями, которые написаны ими самими, от руки.  Не берут адвокатов, предпочитают биться с системой сами.

 И что, самое приятное, начинают уже разбираться в том, как работает сейчас судебная система. В коридорах Верховного суда услышала, как между собой беседовали две бабушки.

- Ну, если нам сейчас в кассации откажут, мы тогда в Европейский суд обратимся, - говорила одна старушка другой.

 -  И что, действительно жалуются? Прямо в Европейский суд?

 - Насчет бабушек не уверена, но вот журналисты - точно. За прошлый год, насколько я знаю, там было рассмотрено 6 дел, когда журналисты защищали свои права по статье 10 Европейской конвенции. В 5 из 6 дел Суд признал, что Россия необоснованно ограничивает свободу слова журналистов, и присудил выплатить денежную компенсацию.

- Как вы думаете, люди доверяют нашему суду, доверяют судьям?

- Ну, конечно,  когда человек проигрывает, он почти всегда будет уверен, что суд исключительно к нему несправедлив. И, безусловно,  сейчас нагрузка на судей увеличилась. Иногда в процессе очень трудно даже найти день и время, на которое можно отложить или перенести судебное заседание. У судей все расписано. А когда очень много дел - сами понимаете, невозможно исключать человеческий фактор.  Я, конечно, имею в первую очередь в виду дела о защите чести и достоинства. Хотя, мы же все понимаем, что суд обязан быть беспристрастным. Главное, помнить, что иногда очень важно не останавливаться на решении одного судьи, ведь не исключено, что следующая инстанция с ним совсем не согласится.

Бумажные победы

- Кстати, всегда ли победа в суде означает то же самое, что и получить то, за что ты боролся?

 - К сожалению, это у нас вообще две очень-очень разные категории.  Судебное решение и его исполнение  - больная мозоль. Пожалуй, самое сложное до сих пор - это исполнение судебных решений по квартирным вопросам. К сожалению, совершенно никак не защищены граждане от последствий мошеннических действий. Вот, простой пример. Суд признает незаконной сделку о продаже квартиры. Дальше, все понимают, что недобросовестный продавец должен вернуть обманутому им покупателю деньги за проданную квартиру.  Но, мошенники-то потому и называются мошенниками, они заведомо знают, что обманывают покупателя и, конечно, на момент вынесения судебного решения у них нет ни денег, ни какого-либо ценного имущества. И все, дверца закрылась.  К сожалению, картина, когда справедливость у нас торжествует только на бумаге судебных решений - не нова.

Неприкосновенные лица

 - То есть представителей государственной машины особенно тяжело привлечь к ответу?

 -  В общем, да. Дело в том, что у нас чиновники совершенно не боятся закона и для этого у них есть все основания. Откройте Административный кодекс, посмотрите, размер штрафов для представителей властных структур, хотя бы за непредоставление информации журналистам. Это суммы от 1000 до 3000 рублей. Не смешно ли? А теперь посмотрите на штрафы для простых смертных или юрлиц, там доходит и до 20 тысяч рублей. Ну, и, конечно, чиновников в принципе редко призывают к ответу. Вот, пожалуйста, был случай в моей практике, когда молодым представителям одной из политпартий отказывали в проведении пикета. Не то, чтобы вот прямо отказывали, а попросту «динамили» их с ответом. И ни один из этих фактов такого, скажем, преступного бездействия не стал предметом для разбирательства. Никто не стал этим заниматься, хотя состав-то налицо.

- Сейчас у вас новый проект - оказание помощи журналистам в судебных делах. Получается, раньше люди шли к журналистам за защитой, а теперь нужно самих журналистов защищать.

-  Ну, если журналист пишет в рамках закона - тогда к нему никаких претензий не будет. Но у многих понимание, как правильно по закону - приходит, увы, вместе с шишками от горького опыта. Категория дел о защите чести и достоинства - одна из самых сложных,  там много оценочных понятий, которые относятся, скорее, к морально-этическим, нежели правовым категориям. Например, «порочащий характер», «неприличная форма».

А судьи - тоже люди и предубеждение в отношении журналистов - это  реально существующая вещь. Особенно, если истцом является представитель власти. И, я думаю, нашей судебной системе еще предстоит пройти долгий путь, чтобы тоже научиться рассматривать такие дела объективно и в рамках практики Европейского суда по правам человека.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах