Ведь для многих храм сегодня - единственное место, куда несёшь свою боль, где можно обрести наконец мир в душе.
«Двести лет спустя кощунницы повторили те мерзости, которые устраивали захватчики Москвы, превращая храмы столицы в кухни, конюшни и пивные» - так описали эту акцию члены Межрелигиозного совета России. Президент России тоже высказал своё отношение к делу: «Надеюсь, суд вынесет правильное, обоснованное решение».
Но, какой бы приговор ни вынес суд, выигравших не будет. Проиграют все. Все мы. Это дело, словно рентген, высветило огромную опухоль, разъедающую общество изнутри. И болезнь, кажется, уже перешла в стадию неизлечимой...
О власти
Игорь Бунин, президент фонда «Центр политических технологий»:
- Большая ошибка властей - вообще затевать это дело. Теперь оно превратилось в серьёзный политический процесс. Инициаторы разбирательства сделали ставку на жестокость, хотели, чтобы находящиеся под судом девушки во всём покаялись. Но оказалось, что в обществе есть люди с достаточно жёсткой системой ценностей и твёрдыми взглядами, которые не намерены их менять даже под угрозой заключения. В широких слоях общества, среди избирателей В. Путина, имидж власти пострадает в меньшей степени. Но история подпортит имидж нашей страны и её власти на Западе, среди российских интеллектуалов, даст представителям оппозиции новую пищу для размышлений.
О церкви
Актёр Олег Басилашвили:
- Для кого-то церковь проиграла в истории с Pussy Riot, для кого-то, наоборот, выиграла. Мне кажется, что церковь должна была проявить во всей этой истории больше понимания, больше милосердия, больше любви. Тогда она вызвала бы больше уважения к себе. Надо было отнестись к этим несчастным девочкам со снисхождением, сказать: «Ваше дело - их судить, а мы их прощаем, неразумных, заблудших дур...» Но поздно уже. Это надо было делать сразу. Надо было вспомнить строки Пушкина: «И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал». Ей надо было вспомнить слова Господа Бога о всепрощении и любви к ближнему.
О суде
Евгений Архипов, председатель Ассоциации адвокатов России за права человека:
- У судебной системы должна быть безупречная репутация. По идее, в суде в условиях гласности, при полном соблюдении закона должна устанавливаться истина. Однако дело Pussy Riot становится очередным примером несовершенства, уязвимости, зависимости всей нашей судебной системы. Громогласным фарсом, который разворачивается на виду у всей страны! То прекратили трансляцию заседаний, то попытались запретить журналистам цитировать свидетелей.
Вывод: срочно реформировать судебную систему, чтобы на первом месте всё же стоял закон. Авторитет судебной системы и так невысок. Но границы допустимого беззакония, доверие граждан к суду в связи с этим делом пали невероятно низко.
Об участницах
Светлана Дружинина, режиссёр:
- Это осознанная хулиганская акция. Девицы разболтались: а почему бы не попробовать ещё это? Были уверены, что не получат по рукам… Но вопрос из примитивного хулиганства вдруг перерос в политический. Они уже «узники совести»! Я понимаю, Сахаров был узником совести. А тут... Когда в храме прихожане попытались оказать противодействие, им стали преграждать дорогу какие-то большие парни с фотоаппаратами. И у меня колоссальнейшие претензии и к охранникам храма, и к алтарникам. Этим хулиганкам сразу нужно было надавать по задницам и вышвырнуть вон!
Эту ситуацию нужно очень грамотно закончить. Не семилетним, конечно же, наказанием. Наказание должно быть адекватным. Чётко по содеянному.
Открытое письмо с просьбой помиловать группу Pussy Riot подписало более 130 деятелей культуры, спорта, политики. Стан тех, кто требует для девушек наказания по заслугам, оказался не столь многочисленным.