Отца Павла Адельгейма в Пскове знают не только прихожане храма святых жён Мироносиц, но и те, кого сейчас называют «захожане», и те, кто считает, что верить в бога можно «без посредников». Очень разные люди ценят его честное слово: отец Павел известен своими выступлениями по проблемным вопросам внутренней церковной жизни и всей нашей жизни вообще.
В 1969 году он, сын расстрелянного «врага народа», сам был осужден по диссидентской статье – «распространение клеветнических сведений, порочащих советский государственный и общественный строй». Отец Павел объясняет случившееся просто, без всякого героического пафоса: в годы, когда атеизм был признан государственной политикой, строительство им в пригороде Бухары (там тогда жил отец Павел) православного храма было воспринято, как покушение на устои. Впрочем, и сегодня находятся те, кто склонен считать его диссидентом. Мыслящий и инакомыслящий у нас до сих пор синонимы…
Подмена понятий
«АиФ-Псков»: - Отец Павел, в День памяти жертв политических репрессий вы всегда служите поминальную службу… Чем для вас является этот день?
о.А.: - В 1971-м году Кронид Любарский был первым, кто объявил голодовку в знак солидарности с узниками совести. Тогда его поддержали заключенные лагеря, где он сидел. Государство допустило ошибку: участников голодовки расформировали по другим лагерям. В результате эта акция на следующий год распространилась повсеместно. Так и родилась эта дата, которую отмечают 30 октября. Но потом произошла подмена понятий: из дня политзаключенных она превратилась в день памяти жертв политических репрессий. Разница существенная. Одно дело, когда мы солидаризуемся с теми, кто сегодня страдает в тюрьмах, а другое дело, когда вспоминаем о жертвах ушедшей эпохи. Мы констатируем: когда-то было плохо, а теперь стало хорошо. Недавно прочитал на «Кредо» (это портал, посвящённый новостям религиозной жизни России и мира), что делегация официальных правозащитников посетила столичную тюрьму (Лефортово или «Матросскую тишину» – не помню) и отметила перемены: проведен большой ремонт, подготовлены новые камеры для большого числа заключенных…
«АиФ-Псков»: - Оптимистичная новость. Не всех, думаю, она радует. А в советском обществе больше было бы единства мнений на счёт таких новостей?
о.А.: - Граждан обязывали разделять и поддерживать советскую идеологию, которая предполагает некий стандарт, куда вписываются мысли и взгляды человека. Но личность не вписывается ни в какой стандарт. Человек создан свободным по образу и подобию Бога. Свобода - это трагический дар выбирать свою судьбу, быть верным своей совести. Но теперь у нас вместо атеистической насаждается православная идеология. Её не следует путать с православной верой, это разные явления. Верой христианин связан со Христом, а в идеологии государство находит обоснование своей власти. Сейчас государство признаёт и поддерживает православную идеологию, а РПЦ разделяет и поддерживает мнение государственного руководства, вынужденно оправдывает непопулярные поступки власти, теряя в глазах гражданского общества свою главную ценность - нравственный авторитет.
Министерство исповедания
«АиФ-Псков»: - Какова же на ваш взгляд задача государства?
о.А.: - Согласно ст.2 Конституции РФ первая и важнейшая задача государства сохранить свой народ, защищать жизнь, права и свободы человека и гражданина. Государство не должно искать господства над совестью граждан. В российской империи симфония государства с церковью превратила ее в министерство исповедания, когда государственный чиновник приносил начальству справку, об исповеди и причащении. Подлинное предназначение церкви подменила внешняя обрядность, из формы выхолащивался смысл. Когда уходит дух, умирают и разрушаются формы.
«АиФ-Псков»: - А как должны строиться отношения между церковью и верховной светской властью?
о.А.: - Однажды ко Христу подошли фарисеи и задали лукавый вопрос: «Учитель, мы знаем, что ты пути Божию учишь и не взираешь на лица. Скажи, следует ли платить подать кесарю?». Христос ответил: «Что вы искушаете меня, лицемеры? Покажите динарий». Ему подали монету. «Чье здесь изображение и надпись?», – спросил он. Ему отвечают: «Кесаря»... «Вот и отдайте кесарю – кесарево, а Божие – отдайте Богу», - сказал Христос. Эти слова и определяют отношение государства и церкви.
Опыт жизни
«АиФ-Псков»: - Вы, кажется, единственный священник в Псковской епархии, который ведет живой журнал в интернете. Почему вы это делаете?
о.А.: - Жизнь в общество обязывает к общению. А теперь можно общаться на любом расстоянии. Почему бы не употребить эту возможность общения? Сорок лет назад я часто ездил в Ленинград. В купе и вокруг всегда собирался народ, задавали вопросы и общение продолжалось все пять часов до конца пути. У людей тогда было много вопросов. Сейчас этих вопросов не задают.
«АиФ-Псков»: - Как вы с точки зрения прожитых лет воспринимаете свой лагерный опыт?
о.А.: - Плохое, как правило, забывается. Память хранит образы людей, встречи с которыми оставили в сердце светлые следы. Когда сидел во внутренней тюрьме КГБ под следствием, со мной сидели разные люди. Один сосед был Исаак Пинхасович Котов, талантливый бизнесмен. Он наладил подпольное производство шариковых авторучек, которые тогда только входили в моду. В наши дни он бы стал уважаемым человеком, а тогда получил десять лет лагерей. Другим соседом был Хашим, купец из Афганистана. Он летел за товаром из Кабула в Мюнхен через Ташкент. У него отняли деньги на товар и посадили на три года. Он тщательно исполнял намаз пять раз в день даже в камере. Он стелил своё пальто вместо коврика и молился лицом на Запад. Посмотрев на его молитвенное усердие, я тоже постелил своё пальто и начал молиться на Восток, как принято у христиан. Так мы с пользой проводили время в камере.
«АиФ-Псков»: - Видимо, тогда вопрос о толерантности у вас не возникал. Сейчас – всё наоборот. Что изменилось?
о.А.: - Страна…
Наша справка
Павел Анатольевич Адельгейм родился 1 августа 1938 года, в Ростове-на-Дону — священник Русской православной церкви, протоиерей, клирик Псковской епархии; богослов, публицист. Священник в храме святых Жен Мироносиц (со Скудельниц) в Пскове. Дед и отец были репрессированы и расстреляны. Мать, как член семьи врага народа, большую часть жизни провела в тюрьмах и ссылке. Сам отец Павел отбывал срок с 1969 по 1972 года «за клевету на советский строй». Реабилитирован в 2006 году.