Отозвано или отложено?
В прошлом году хоспис отметил своё 15-летие. За годы его работы (и за годы работы Людмилы Валентиновны на посту главврача) это учреждение ни разу не становилось объектом критики: ни чиновничьей, ни общественной. Зато слова искренней признательности работники хосписа слышали и слышат ежедневно. За несколько дней до сессии псковское интернет-сообщество буквально кипело: за что увольняют главврача Степанову? Официально свою обеспокоенность ситуацией с хосписом выразил Совет Общественной палаты Псковской области.
Впрочем, перед началом работы сессии вопрос о расторжении трудового договора с Людмилой Степановой с рассмотрения сняли. Накануне вечером депутатская группа «Единой России» в Псковской городской Думе жарко обсудила этот вопрос. Участие в обсуждении приняли депутаты областного Собрания, а также руководитель исполкома «ЕР» Дмитрий Хритоненков. На эту встречу были приглашены и новый городской администратор Ян Лузин и его заместитель по «социалке» Алексей Ковалёв. Какие страсти там кипели – неизвестно, но исход той встречи сухо и официально сформулирован так: распоряжение главы администрации Пскова о реорганизации псковского хосписа и о расторжении трудового договора с его директором Людмилой Степановой не нашло поддержки у депутатов-«единороссов». Однозначно было и мнение губернатора: «не принимать скоропалительных решений о судьбе социально ориентированных учреждений». В результате Я. Лузин под давлением коллег по партии принял решение отозвать своё распоряжение. Пока отозвать…
Есть в этой немногословности что-то от скрытой угрозы. Это «что-то» мешает считать проблему разрешённой, тем более что круги конфликта продолжают расходиться по городу и симпатии жителей областного центра целиком и полностью остаются на стороне главного врача хосписа. В чём же суть конфликта?
Претензий к работе нет
По словам председателя городского Комитета здравоохранения Аллы Воробьёвой, слухи относительно того, будто хоспис хотят закрыть или сделать его услуги платными, не имеют под собой никакой почвы:
- Никаких претензий к работе хосписа у нас нет.
- Наши предложения сводились лишь к тому, чтобы организовать на этой базе специальную группу, где под контролем врача те, кто имеет положительную динамику в выздоровлении после, допустим, инсульта, могли бы заниматься с логопедом, другими специалистами, чтобы в конце концов вернуться к полноценной жизни. Другим нашим пожеланием было создание выездной службы для посещения больных на дому, – продолжала Алла Геннадьевна. - И наконец, на наш взгляд, следовало бы пересмотреть штатное расписание: на 35 коек два заведующих отделеними и один заместитель главного врача - это в условиях кризиса многовато. Мы не призывали кого-то уволить, но перераспределение обязанностей помогло бы сэкономить более 2 млн. рублей в год, которые - опять же! – пошли бы на нужды хосписа. Жаль, но наши предложения не были услышаны.
Такова позиция администрации (довольно, кстати, любопытная: претензий нет, а за несогласие с предложениями главврача чуть не уволили).
Совершенно другое мнение на этот счёт у коллектива хосписа, который в своём письме на имя главы города Ивана Цецерского главную причину «неугодности» г-жи Степановой увидел в том, что она в своём споре о возможности открытия гериатрического отделения обратилась напрямую к губернатору Андрею Турчаку. При этом у Л. Степановой свои не менее убедительные доводы. Понятно, что в неписаном чиновничьем табеле о рангах подобный шаг считается непростительной ошибкой, а увольнение является единственной мерой наказания. Однако инициаторы большой чистки не учли главного момента: авторитет главного врача хосписа оказался в городе настолько высок, что его не смогли поколебать даже мелкие недочёты, которые были поставлены ей в вину. И ещё один – чисто субъективный, но очень важный момент: когда сегодня в эпоху кризиса люди слышат слова «реформа» или «реорганизация», то никакие уговоры относительно того, что хуже не будет, не действуют. В массовом сознании это означает: будет платно и только для избранных. Как, например, в поликлинике св. Пантелеймона, где любую медицинскую услугу можно получить за наличные.
По словам главы города Ивана Цецерского, в администрации не учли именно этих эмоционально важных моментов: «Хотелось бы, чтобы впредь подобные ошибки не повторялись. Тем более если речь будет идти о социально значимых объектах. А Людмила Валентиновна, я уверен, может продолжать работать. Главное, чтобы было на пользу городу и горожанам». Очень хочется эту уверенность разделить, особенно на фоне проверки, которую в хосписе начала Контрольно-счётная палата городской Думы.