По оценкам экспертов, в мире сейчас наркотики употребляют 185 млн. человек, или 3% всего населения планеты. 12% от этого числа – молодые люди в возрасте от 15 до 30 лет. Насколько актуальна эта проблема для России и для нашей, приграничной Псковской области? С этим и другими вопросами корреспондент «АиФ - Псков» обратился к главному наркологу Псковской области Владимиру Овсякову.
Афганский синдром
- Чуть больше месяца назад в стране произошло беспрецедентное по своему значению событие: Государственная Дума РФ рассмотрела и приняла заявление «В связи с возросшей угрозой распространения наркотиков из Афганистана для международной безопасности». Этот шаг был продиктован сложившейся ситуацией: за последние 20 лет Россия оказалась, по сути дела, подсаженной на «иглу» афганских опиатов. Сегодня наша страна является абсолютным мировым лидером по потреблению героина. Процент населения, вовлечённого в злоупотребление опиатами, в среднем по России в 5-8 раз превышает соответствующий показатель в странах Европейского сообщества. Сравните: сейчас в Германии количество опиатных наркоманов в удельном отношении в 20 раз меньше, чем у нас. При этом, как я уже сказал, вся «дурь» завозится к нам из Афганистана – страны, которая сейчас является абсолютным мировым «монополистом», где производится 94% всех опиатов в мире. Будем называть вещи своими именами: сегодня Россия превращена в главный объект героиновой агрессии. Как следствие, общество ежегодно теряет от афганского героина 30 тысяч молодых жизней. Сравните эту цифру с количеством военнослужащих, погибших за 15 лет афганской кампании, и вы поймёте, насколько всё серьёзно.
- Как в этой связи вы оцениваете положение в нашей области?
- Если сравнить статистические данные по годам, начиная с 2001-го, то и у нас тоже отмечается рост наркомании. Наш регион является приграничным, и, как следствие, через территорию Псковской области проходят наркотрафики. Причём как в ту, так и в другую строну: на запад из России идёт афганский героин, а из Западной Европы (в том числе и стран Балтии) – вся синтетика: экстази, амфитамины и т. д. Пик заболеваемости наркоманией у нас пришёлся на 2001 год, когда на 100 тысяч человек у нас приходилось 20,1.
И кризис ни при чём
- Экономический кризис может повлиять на очередной всплеск?
- Ни в коей мере! Мы отслеживаем ситуацию на протяжении 30 лет и пришли к выводу, что в распространении этой патологии есть свои взлёты и падения. При этом общий цикл совершенно не зависит от каких-то экономических предпосылок. Другими словами, увеличение количества больных наркоманией не является прямым следствием сегодняшнего кризиса. Сейчас наступил такой период, когда кривая медленно поползла вниз. Статистика практически такая же, как в относительно благополучном 2001 году. Даже меньше: 16,3 (на 100 тысяч), но это не даёт повода для успокоения.
- А как выглядит Псковская область на фоне других субъектов Северо-Западного федерального округа?
- Значительно лучше, чем может показаться на первый взгляд. В частности, уровень заболеваемости наркоманией в целом по России – 20,8 (на 100 тысяч человек), по федеральному округу – 21,9, по Псковской области – 16,3. А если говорить по итогам первого квартала, то за первые три месяца этого года нами было выявлено 7 наркоманов, что в три раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
- С какими видами наркозависимости вам приходится сталкиваться?
- Как я уже говорил вначале, подавляющее большинство наших пациентов (83%) употребляет опиаты, то есть производные опия. Далее идут больные полинаркоманией (8,3%) - это когда люди употребляют самые разные препараты. Потом - по мере убывания - следуют психостимуляторы (4,6%), канабиоиды (4,1%) – наркотики растительного происхождения (марихуана, гашиш и т. д.).
- Что способствует распространению этого заболевания?
- Самый главный фактор – это физиологическое привыкание. Две-три инъекции, и человек готов: у него возникает зависимость, от которой уже нужно лечиться. На мой взгляд, конечная цель, которая преследуется распространителями наркотиков, - это подавление личности. И если вовремя не остановиться, то человек в конце концов деградирует. А ведь, как правило, это молодой человек в возрасте от 23 до 25 лет. Характерен высокий интеллектуальный уровень: очень хорошо учился в школе. Ярко выражен интерес ко всему новому. При этом основной побудительный мотив, который привёл к «игле», - это желание испытать необычные ощущения. Чем, собственно, и пользуются наркодилеры: чтобы подсадить человека на иглу, они первые два-три укола просто «дарят». Но потом, когда произошло физиологическое привыкание, все дозы - только за деньги. Отсюда и печальные последствия пагубного пристрастия: кража, разбой, а иногда и более тяжёлые преступления. И это всегда нужно помнить: беда никогда не приходит одна.