Фокус надзора смещается
Лицензирование тех видов деятельности, допуски к которым теперь будут выдавать СРО, уходит в прошлое, и этот процесс, говорят предприниматели, необратим. Примечательно, что бизнес (особенно малый и средний) принял эти изменения самостоятельно – на данный момент в России существует уже более 15 тысяч организаций, претендующих на статус СРО, и уже существуют саморегулируемые организации оценщиков и арбитражных управляющих, со дня на день появятся строительные и аудиторские СРО, на очереди - транспорт и технические эксперты.
По определению, основная идея СРО - переложить контрольные и надзорные функции за деятельностью субъектов в определенной сфере с государства на самих участников рынка. При этом с государства снимались бы явно избыточные функции и как следствие - снижались бы бюджетные расходы, а фокус собственно государственного надзора смещался бы с надзора за деятельностью в сторону надзора за результатом деятельности. В связи с внедрением института СРО постепенно будет отменяться лицензирование отдельных видов деятельности.
Кто и что будет строить?
Несмотря на видимые плюсы новой инициативы законотворцев, в Мурманской области она не может быть осуществлена в полную силу. В строительстве, например, с этого года отменили лицензии, и те, кто решил начать свое дело, попадает в безвыходное положение. Лицензию он получить уже не может, а вступать пока некуда. Да и вообще, по предположениям специалистов, максимум созданных строительных СРО в строительной сфере в Заполярье может быть не больше двух.
- Закон несовершенен, но работать по нему можно, - говорят мурманские строители, добавляя всё же, что доработки необходимы. – Нужно внести поправку в закон об уменьшении количества вступивших в СРО, что приведёт к более легкому контролю и снизит возможность появления фиктивных СРО для недобросовестных фирм.
Также было отмечено, что создание саморегулируемых организаций может привести к ряду других проблем. Так, благодаря этому закону со строительного рынка Мурманской области «пропадут» примерно 13 тысяч строителей. И будут «забыты» удалённые от областного центра города, а значит – заброшены в смысле ремонта и строительства школы, детсады и другие социально значимые объекты.
Война дорог
Остро встаёт проблема создания СРО в транспортной сфере Заполярья. Так, мурманская автоколонна, власти и частные перевозчики никак не могут между собой договориться. Последние не скрывают, что нелегально выпускают на маршруты свои микроавтобусы, и требуют, чтобы городские власти относились к этому лояльно.
- Мы бы очень хотели, чтобы для перевозчиков дали так называемую амнистию, - предложил председатель совета ассоциации мурманских перевозчиков Станислав Сергеев. - Некоторые перевозчики в течение нескольких лет ездят по одному маршруту, почему бы не заключить с ними договор? Ведь тогда будет с кого спрашивать…
Станислав Сергеев заявил, что вакуум, в который ушли городские власти, породил очень серьёзные проблемы у перевозчиков. Все три последних года жители Мурманска наблюдали по СМИ «транспортные войны».
- Есть некоторые моменты этой войны, которые неизвестны широкой общественности, - пояснил Станислав Сергеев. – В наши машины кидали кирпичи, разливали солярку, били водителей…. Это породило так называемый межэтнический конфликт в сфере пассажирских перевозок. Так, например, сейчас на 10-м маршруте ездят только армянские машины. В связи с этим нам пришлось прибегать к крайним противозаконным мерам – перекрытию движения в южной части города. Напомним, только «Электротранспорт» понёс от этой акции убытки около 70 тысяч рублей.
На море всё спокойно
Автоколонна тоже недовольна, и в свою очередь обвиняет перевозчиков в том, что они мало того что нарушают всю транспортную систему города, разработанную и утвержденную в конце 2005 года, так ещё и наносят урон городскому и областному бюджету, размер которого исчисляется в десятках миллионов рублей.
- Что бы там ни говорили, но создание подобных организаций – это коллективное дело, которого нам сейчас очень не хватает, - заявил начальник Управления жилищно-коммунального хозяйства Мурманска Алексей Лыженков. – У нас не получается вести совместную работу по наведению порядка в общественном транспорте.
На сегодняшний день точка в споре не поставлена, и конфликт продолжает тлеть… Как пояснил председатель комитета региональной Общественной палаты Александр Лебедев, в мае-июне этого года в Мурманске будут проведены общественные слушания на эту тему.
А вот создание СРО в рыбной отрасли, напротив, никаких затруднений не вызывает. На сегодняшний день уже существуют союзы и ассоциации, которые выполняют те же функции, которые возлагаются на СРО. Например, распределение квот.