Виталий Бадалбаев купил квартиру, а точнее полквартиры, в 2001 году.
А весной 2007 он получил предупреждение, что их 14-квартирный дом по адресу: улица Советов, 20, признан аварийным и непригодным для проживания (при покупке квартиры в документах на жилье был указан 53-процентный износ). Мэрия приняла решение об изъятии земельного участка, на котором стояло аварийное здание.14 декабря 2008 года семью предупредили о выселении.
Соседям дали новое жильё
К новому году все их соседи получили жилье и Бадалбаевы остались одни. Собственнику квартиры была предложена компенсация в размере…125 тысяч рублей.
До последнего момента Виталий и его родные не хотели выезжать из готовившегося под снос дома, ходили в мэрию с просьбой заколотить окна и пустовавший соседний подъезд, чтобы не ночевали бомжи. Однажды все же кто-то поджёг деревяшку.
Особо подчеркнем, что все соседи получили от города новые квартиры. Три из четырнадцати в доме были приватизированы, но мэрия разрешила деприватизировать их, поскольку Жилищный кодекс не предусматривает выделение квартир собственникам, а лишь нанимателям жилья.
По словам Бадалбаева, поняв, что остается только оспаривать предложенную мэрией сумму, он взял справку в одном из риелторских агентств Новодвинска. По оценке специалистов, среднерыночная цена квартиры, аналогичной той, в которой жил Виталий, может составить 800-900 тысяч рублей.
«Довольствуйтесь деньгами»
Со своей бедой Виталий обращался во все возможные структуры, от мэрии Новодвинска до приёмной Владимира Путина. Везде получал один и тот же ответ: нет оснований, чтобы предоставить вам жилье, довольствуйтесь компенсацией.
По словам эксперта аппарата уполномоченного по правам человека Архангельской области Татьяны Харитоновой, формально мэрией Новодвинска, в данном случае, соблюдены требования о проведении независимой оценки. Конечно, возникает вопрос, что размер компенсации был максимально занижен. Однако, по мнению Татьяны Харитоновой, в федеральном законодательстве есть пробел. Получается, что Жилищный кодекс не учитывает необходимости соблюдать права несовершеннолетних детей Виталия и его неработающей жены, которые жили вместе с ним в той же квартире.
Обитатели таких же деревяшек во всех населенных пунктах Архангельской области всерьез задумались о деприватизации своего жилья. При этом порядок передачи жилья обратно в собственность муниципалитета есть, и власть не может отказать заявителю.
Тем временем
10 марта состоялся суд по этому делу. В скором времени мэрия предоставит семье Бадалбаевых двухкомнатную квартиру в таком же деревянном доме по договору социального найма.
Комментарий
Любовь Анисимова, уполномоченный по правам человека в Архангельской области:
- Сегодня, когда строится жилье, мы получаем массу жалоб от людей, недовольных тем, как с ними поступили. Из центра города жителей деревяшек переселяют на окраину, а собственникам в качестве компенсации предлагают суммы, на которые можно купить разве что мебель. Да и муниципальная власть зачастую не слишком-то старается проконтролировать, как застройщики или новые собственники земельных участков соблюдают договорные обязательства по расселению людей. Сегодня нам ничего не остается, как предлагать людям деприватизацию, иного выхода у собственников просто нет. Я уверена – это пробелы, в первую очередь, федерального законодательства, которые нужно устранять. Но и сама складывающаяся практика решения этих проблем на местном уровне вызывает вопросы.