Может быть, это и не подвиг, но что-то героическое в решении «ввязаться» в программу самозанятости населения (то есть стать индивидуальным предпринимателем с весьма скромным стартовым капиталом от государства) точно было. Тем более что деловые интересы нашей гостьи - руководителя студии творчества «Парадокс» Натальи Варченко - лежат в очень хрупкой области. Одно из главных направлений работы её предприятия - это производство изделий из витражного стекла.
Н.В.: - Сейчас думаю: если бы я в 2009-м году знала, на что иду, то захотела бы, смогла бы пройти этот путь? Но тогда мною управляло вдохновение: мы решительно хотели заниматься производством красоты и нести эту красоту в массы, - вспоминает Наталья сегодня.
Игра света
«АиФ-Псков»: - Мы? То есть была заранее сформирована команда?
Н.В.: - На тот момент я почти год проработала в витражной мастерской заместителем руководителя. Наверное, главный вывод, который я должна была сделать из этого опыта, состоял в том, что заниматься этим бизнесом невыгодно. Иначе почему я и несколько мастеров оказались в Центре занятости? Но мы решили, что всё у нас получится, надо только правильно выстроить свою работу. А я стала инициатором и организатором нового дела.
«АиФ-Псков»: - Так вы человек экономический? Не художник?
Н.В.: - И не дизайнер! Я к художественной среде вообще отношения не имела. Если, конечно, не считать того, что я внучка псковского архитектора Георгия Иосифовича Ушакевича: дедушка проектировал дома на улице Вокзальной в Пскове, начинал проектировать гостиницу «Рижскую»... Дом, в котором жила наша семья, он тоже построил сам. И этот дом был волшебным! Полным таких, как сейчас наши дети говорят, архитекторских «мулечек»: например, спускаешься в подвал, становишься на последнюю ступеньку - и тут же загорается свет. А ещё на веранде нашего дома были витражи. Игра света в синих и красных стёклах меня просто завораживала, я могла часами наблюдать за ней. Наверное, мой интерес к цветному стеклу, к витражам тоже родом из детства…
Это ведь настоящее искусство, очень древнее. И началось оно совсем не в средневековой Европе. Производство, кстати, было вредное, с использованием свинца. И очень долго таким оставалось. Член Союза художников Алексей Авдеевич Аникиёнок, мастер, который изготавливал витражи для почтового отделения на Рижском проспекте и на главном переговорном пункте в Пскове (в содружестве с Элеонорой Моисеевной Гинзбург), не дожил и до 60 лет…
Сейчас существует множество витражных техник. Есть плёночная, есть классическая (та, в которой работал Алексей Аникиёнок), есть техника тиффани - в ней чаще всего работает наша студия. Не буду утомлять техническими подробностями, скажу только, что для мастеров это по-прежнему тяжелейший труд. Они всегда на ногах, всегда есть риск получить травму. У них руки как у гитаристов - видели когда-нибудь? Кожа на пальцах очень плотная, руки в порезах. О такой роскоши, как маникюр, девушки-мастера даже не мечтают. Работа монотонная, скрупулёзная. Я клиентов всегда приглашаю посмотреть на процесс производства: люди должны понимать, за что они платят большие деньги.
Бумажки на стекляшки
«АиФ-Псков»: - Значит, удалось сделать бизнес выгодным?
Н.В.: - Честно? Нет! Стекло очень дорогое, американское, другие детали тоже импортные и тоже очень недешёвые. Но главное - наша продукция не является товаром первой необходимости. Её покупают люди с большими деньгами и вкусом. А рынок узковат: преимущественно мы работаем на Москву, Петербург, Великие Луки. И, опять же не буду скрывать, демпингуем: недавно делали для одной клиентки в Москве витражный потолок - ей это обошлось в два раза дешевле, чем в столице.
«АиФ-Псков»: - А в чём смысл такого трудного и неприбыльного бизнеса?
Н.В.: - Мы стали развивать другие направления, не отказываясь от производства витражных изделий. Занимаемся моллированием стекла: при небольшой температуре стекло может принимать такую полукруглую форму, а потом его используют для производства торгового оборудования или мебели. С нашими партнёрами из Белоруссии развиваем производство керамических сувениров. Ведь «китаем» уже все наелись, а наши обереги, малые скульптурные формы - это работа тонкая, весёлая, порой китчевая, но народу очень нравится. Кстати, своих партнёров мы нашли в ходе ознакомительной поездки, которую организовал Фонд гарантий и развития предпринимательства Псковской области.
Мы вообще стараемся пользоваться всеми возможностями, которые Фонд предоставляет: обучение, ознакомительные поездки, участие в выставках… Есть планы на сотрудничество со стекольным заводом в посёлке Красный Луч Бежаницкого района. Мы же малый бизнес - наше преимущество в мобильности! У меня, например, первый финский лыжный костюм был куплен вовсе не для спорта. Я в нём на ярмарках выходного дня лично торговала нашими произведениями. Под девизом: «Меняем наши стекляшки на ваши бумажки!». Эта уличная торговля, общение с людьми привели к нам больше заказчиков, чем любая реклама.
Здравствуй, новый год…
«АиФ-Псков»: - Хоть вы не унываете. А то увеличение страховых взносов для самозанятого населения оптимизма предпринимателям не добавило.
Н.В.: - Да и мы только на ноги встали, отработали нормально год по налогообложению, а теперь - пожалуйста: увеличение страховых взносов до 35 тысяч рублей! Сейчас индивидуальные предприниматели просто в