Примерное время чтения: 11 минут
192

«Ростэк-Псков» - другой альтернативы нет

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43. "АиФ - Псков" 27/10/2010

От имени коллектива ЗАО «РОСТЭК-Псков» и от себя лично сердечно поздравляю с Днем таможенника Российской Федерации!

В этот день мы чествуем тех, кто связал свою жизнь с таможней, кто честно выполняет свой долг перед Родиной, кто стоял у истоков таможенной службы России.

Благодаря взаимному сотрудничеству с таможенными органами, на предприятиях системы «РОСТЭК» сложились и остаются неизменными лучшие традиции российских таможенников. Это прежде всего преемственность поколений, уважение к ветеранам таможенной службы, востребованность их жизненного и профессионального опыта.

Примите искренние пожелания крепкого здоровья, успехов в решении профессиональных задач. Счастья и благополучия Вам и Вашим близким!

                                                                       Директор  ЗАО «РОСТЭК-Псков», кандидат экономических наук Алексей Фролов

ЗАО «РОСТЭК-Псков» входит в группу предприятий системы «РОСТЭК» со 100% долей государства в уставном капитале. ФГУП «РОСТЭК» создано по постановлению правительства России в 1992 году Государственным таможенным комитетом России. 

Предприятия, входящие в холдинг, обеспечивают все необходимые условия для квалифицированного и быстрого таможенного оформления на всей территории России. ЗАО «РОСТЭК-Псков» работает с 1993 года, осуществляя важную деятельность по ремонту и эксплуатации таможенных объектов и созданию благоприятных условий для работы Псковских таможенников, предприятие вышло на высокий уровень рентабельности и надёжности. В настоящее время к основным видам деятельности предприятия можно отнести эксплуатацию объектов Псковской таможни, услуги таможенного брокера, услуги склада СВХ, предварительного информирования и электронного декларирования.

На сегодняшний день функционируют шесть складов временного хранения ЗАО «РОСТЭК-Псков» общей площадью более 30 тысяч м2, четыре из которых находятся в Псковской области. Предприятие принимает активное участие в реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе.

В задачи этого таможенно-эксплуатационного комплекса входит не только хранение грузов, но также их полное документальное оформление. Не говоря уже о логистике всего процесса. Для непосвящённого подобное покажется слишком простым - тем не менее это тонкий и хорошо отлаженный механизм, где в немалой степени присутствует не только математический расчёт, но и порядочность, умение ценить время клиента. Директор предприятия, кандидат экономических наук Алексей Фролов уверен: эти чисто моральные аспекты в не меньшей степени, чем знание основ логистики, помогают успешно решать проблемы, стоящие перед предприятием.

В ногу с бизнесом

- Алексей Борисович, расскажите, пожалуйста, в чём заключаются основные функции «РОСТЭКа»? Тем более что подавляющее большинство наших читателей, скорее всего, не представляют всю сложность и важность задач, стоящих перед предприятием.

- Наш РОСТЭК создавался в сложные постперестроечные времена, когда активно развивалась не только сама таможня, но и все сопутствующие ей структуры. Поэтому у нас были совсем иные задачи. Тогда у новой России появились новые границы, изменилась их протяжённость, вполне понятно, что нужно было думать об их обустроенности. Поэтому комплекс начинался как строительная организация. Одновременно мы выполняли функции надзирающего органа, то есть работали по принципу технадзора. Следующая - и не менее важная - задача появилась уже позже - это оказание услуг таможенного брокера и складов временного хранения. И, наконец, третья составляющая процесса - это вопросы, которые связаны с развитием околотаможенного бизнеса.

Сегодня Ростэк - это самостоятельная структура, которая решает большое количество вопросов и идёт в ногу с современным бизнесом. Мы, в частности, являемся разработчиками специализированного программного обеспечения, которое работает от Норвегии и до Китая. И это не образная фигура речи - это наша реальность. Плюс к тому: «РОСТЭК-Псков» одним из первых в России (!) внедрил технологию доставки грузов с использованием договоров поручительства. Скажу прямо: создавалась она в режиме чрезвычайном, в 2007 году. По ряду объективных причин (в том числе и из-за смены законодательства) вся граница встала. Нам было прямо сказано: ребята, запускайтесь любой ценой! Именно тогда мы разработали технологию, буквально на коленке, которая помогла спасти ситуацию. Первым по новой, придуманной в Пскове (!), системе заработал международный автомобильный переход (МАПП) «Убылинка». Потом к ней подключились МАПП «Куничина гора», «Бурачки». Наше «ноу-хау» было обкатано именно в Псковской области, где оно показало и свою жизнестойкость, и высокую эффективность. Сейчас по оценкам экспертов федеральной таможенной службы «Ростэк-Псков» является крупнейшим оператором предварительного информирования в России. Прошу обратить внимание: не Петербург и не Москва, а именно Псков! Согласитесь, это ли не повод для гордости?

Логистика вместо нефти

- Алексей Борисович, не так давно в нашем городе прошёл крупный международный экономический форум. В его повестке дня обсуждались, в частности, Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, и пути её реализации. Согласитесь, что Псков был выбран для этого неслучайно?

- Вы абсолютно правы. Тем более что сейчас из шести РОСТЭКов всего федерального Северо-Западного округа наиболее перспективными на самом деле являются только три: это Псков, Выборг и Санкт-Петербург. Тем более что в настоящее время максимальная активность грузоперевозчиков - участников международной деятельности наблюдается именно в Псковском регионе. К примеру в докризисный период через Ленинградскую область ежемесячно проезжало до 50 тысяч машин, а через псковскую - 22-25 тысяч. В кризисном 2009 году объёмы транзита через Псковскую область сохранились, а через Ленинградскую - существенно уменьшились. Эта тенденция продолжает сохраняться в новой, посткризисной логистике. Серьёзный бизнес сейчас уходит из финских портов и плавно, но уверенно перемещается в Таллинн, Ригу и Лиепаю. Поэтому грузопоток в сторону Пскова продолжает расти. Это очень серьёзный показатель. Объяснить подобное можно двумя причинами. Во-первых, это кризис, «благодаря» которому грузопоток на финском направлении сократился до 60%. Одновременно произошло снижение объёмов трафика через Прибалтику, что составило примерно 30%. В настоящее время эта цифра уже сократилась до 20%. И она будет так же решительно сокращаться. Во-вторых, стоимость таможенных услуг. Например, «перевалка» одного контейнера в Эстонии стоит в пределах 50 евро, а в Финляндии эта услуга на порядок дороже.

- В таком случае предприятие «РОСТЭК-Псков» имеет все шансы ещё больше укрепить свои позиции на этом непростом рынке?

- Да, мы по-прежнему остаёмся его активными участниками. И более того, сейчас наша главная задача - создать для серьёзного бизнеса возможности прийти в наш регион. Пример стран Балтии в этом смысле весьма показателен, когда удобная логистика, дешёвые услуги по обработке грузов сделали своё дело. И этот пример для нас - в какой-то степени наука: в Псковской области тоже нет нефти, отсутствуют другие полезные ископаемые, но у нас хорошо развита дорожная инфраструктура и почти 800 км границы сразу с тремя иностранными государствами. Не использовать этот мощный экономический потенциал область просто не имеет права. «РОСТЭК-Псков» является тем самым инструментом, который в обозримом будущем будет способствовать развитию Псковской области как приграничного субъекта  Российской Федерации.

- Но, согласитесь, при этом проблем на границе хватает?

- Да, издержки тут есть. Взять хотя бы тех же «бензинщиков», из-за которых очередь по пересечению границ (особенно летом) увеличивается до невероятных размеров. Как следствие, это отпугивает даже туристов от транзита через нашу область. А деньги они могли бы нам привезти немалые: нужен только хорошо развитый придорожный бизнес. Это, правда, не наше направление, но и мы не можем не обратить на это внимание. Возвращаясь же к таможенному оформлению, следует отметить, что перспективы здесь у нас очень большие. Кроме того, уже сейчас у нас на вооружении есть такие технологии, которые делают процесс оформления довольно простым и экономичным за счёт использования передовых информационных технологий.

- Решить этот комплекс проблем невозможно без слаженной команды?

- Главный курс нашего предприятия - на разработку и реализацию новых таможенных технологий. Хочу обратить внимание на главную особенность «РОСТЭК-Пскова» - у нас есть право на эксперимент. Такую возможность нам предоставляет наше руководство. Своей работой доказали, что способны на многое. Такие права имеют не все предприятия нашей системы.

Конец «чёрного ящика»

- Что реально получает Псковская область от РОСТЭК-Псков?

- В последний докризисный год мы заплатили налогов в бюджеты всех уровней почти 150 млн рублей. И эту планку мы по-прежнему не снижаем, несмотря на объективные трудности. За последнее время нам удалось сделать главное: мы сумели решить проблему диверсификации. Если раньше, лет пять лет назад, предприятие зависело от одного вида деятельности, то сейчас у нас уже несколько направлений. Другими словами, «РОСТЭК-Псков» сейчас не является монопредприятием, нацеленным исключительно на одну услугу. ЗАО «РОСТЭК-Псков» является оператором предварительного информирования, электронного декларирования, таможенным брокером, владельцем СВХ, разработчиком  специализированного программного обеспечения для процедур ПИ и ЭД-2, использует в работе собственный абонентский пункт подключения к ГНИВЦ ФТС России, присутствует на границе и обеспечивает организацию информационно-технической инфраструктуры для этих процессов. Мы первые (!) среди РОСТЭКов по федеральному округу, кто получил три лицензии на услуги связи, закрепив тем самым свою деятельность в рамках правового поля. ЗАО «РОСТЭК-Псков» в очередной раз доказало законность своего пребывания на границе и дало возможность реализовать данную технологию территориальным предприятиям системы «РОСТЭК». И сделали мы это самостоятельно, не дожидаясь команды сверху. И это тоже - новое направление поиска.

- Но согласитесь, что кризис коснулся и вас. Были ведь и сокращения?

- Увы… Тем не менее мы по-прежнему остаёмся достаточно большим для Псковской области предприятием: сейчас у нас работает 900 человек. При этом половина - в службе эксплуатации. Да, нам пришлось сократить 150 человек, но мы постарались сделать так, чтобы люди сразу же нашли новую работу.

- Каковы перспективы дальнейшего развития «Ростэк-Псков»?

- Они связаны, прежде всего, с реализацией новой концепции, согласно которой таможенное оформление грузов должно проходить непосредственно на границе. И в этом есть рациональное зерно. Согласитесь, некий опасный груз не должен двигаться по территории России, чтобы в конечном пункте, в той же самой Москве, вдруг обнаружить нечто, подлежащее немедленному уничтожению. Это первый плюс новой концепции. Второй заключается в том, что при наличии современных технологий мы способны решительно экономить время и деньги участников ВЭД, в том числе на логистике за счёт оформления в приграничном регионе. Последнее обстоятельство и станет самый главным фактором, который приведёт крупный бизнес из Москвы или Петербурга в Псковскую область. Мы имеем такие технологии, самостоятельно разрабатываем их и внедряем на наших складах. При этом их прозрачность показывает, насколько этот процесс у нас дешевле и почему. Существенный рост объёмов таможенного оформления в Себежской и Псковской таможнях в 2010 году говорит сам за себя. Это хороший шанс для Псковской области поднять свой статус и, как следствие, извлечь экономические дивиденды. Поможет этот фактор и повысить благосостояние населения и сбор налогов.

- Что для этого делает «Ростэк-Псков»?

- Как и прежде: активно строит. Сейчас ведётся сооружение масштабного терминала на МАПП «Убылинка». В непосредственной близости от границы (в Шумилкино) мы претендуем на получение ещё одного участка для строительства, ведутся подготовительные работы и на Бурачках. Думаю, что мы станем единственной структурой в области, которая осуществляет строительство ТЛТ рядом с каждым МАПП. «РОСТЭК-Псков» постоянно работает над совершенствованием услуг, предоставляемых участникам ВЭД и активно занимается разработкой и внедрением перспективных информационных технологий, востребованных на рынке околотаможенной деятельности. При этом наша задача максимум - добиться, чтоб потоки грузов шли не через Петербург, а именно через Псков. Да, это сложно, но очень интересно.

 

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах