Примерное время чтения: 5 минут
106

Мафия почти бессмертна: Краб – вне закона

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 23. "АиФ на Мурмане" 09/06/2010

Цена незаконно добытой продукции составляет десятки миллионов рублей. Количество изъятой продукции исчисляется десятками тонн конфискованной техники - десятками миллионов рублей.

Бизнес с размахом

Структура незаконного крабового бизнеса при ближайшем рассмотрении поражает своим размахом. Незаконная добыча краба - не разбросанные по берегу ловушки, это добывающий флот, хорошо развитая транспортная и перерабатывающая инфраструктура. Это собственные площади для заморозки и хранения готовой продукции и отлаженный сбыт.

Крабодобывающий флот - маломерные суда, получившие разрешение, скажем, на лов ламинарии, любительский, в меньшей степени туристский лов, сбор металла. На самом деле они занимаются специализированным промыслом краба. Тут же на борту происходит первичная переработка - отделение лап, варка.

Далее - транспортировка. Её осуществляют моторными лодками. Сразу оговоримся, это не какие-то «резинки», а импортные вельботы с двигателем от 150 до 250 лошадиных сил. Скоростные, непробиваемые, устойчивые при непогоде они практически неуловимы для пограничников. Совсем недавно, в апреле этого года была задержана моторка с импортным движком. На борту она несла почти 730 кг уже сваренных крабовых конечностей - это больше 1000 загубленных особей. Вельбот чуть не ускользнул от рыбоохранной инспекции.

Стоимость такой лодки зачастую превышает стоимость собственно промыслового судна. Кстати сказать, под гарантию деятельности на покупку такого катера берётся кредит в банке до 3 млн руб., а «отбивается» лодка за три месяца.

«Безымянный» голландец

С банками у силовиков тоже иногда возникают недопонимания. Так, судно «Безымянный» было арестовано при обнаружении у него на борту 29 мешков с конечностями краба, это порядка тонны общего веса. Пограничники возбудили уголовное дело против капитана и административное дело против компании-судовладельца  ООО «Каботаж».

Собственника судна штрафанули почти на полмиллиона рублей, и суд вынес решение о конфискации «Безымянного» как средства совершения правонарушения. А банк за просрочку платежей по кредиту по суду также конфисковал судно в свою пользу. В связи с наличием двух исполнительных листов на конфискацию одного и того же «Безымянного» материалы были направлены в Москву, дабы высокое начальство разъяснило, как теперь быть.

Пока суть, да дело - хватились, а судна нет! Судовладелец без уведомления контролирующих органов увёл «Безымянный» из Белокаменки, где он был «приколочен»  судебным решением к причалу, в неизвестном направлении. Позднее пароход «всплыл» у причала в Минькино, но уже без каких-либо опознавательных знаков.

Путь из Мурманска  в столицу

После того как краба незаконно выловили, этот ценный товар сбрасывают на берегу подальше от чужих глаз. Иногда его находят пограничники, оставляют засаду. Но, очевидно, где-то «протекает», и забирать полуготового краба зачастую не является никто. Так, пограничники выявили пять точек, где в общей сложности хранилось чуть меньше 1,5 тонн конечностей краба. В итоге продукция была оформлена как бесхозная.

Чем товар забирают, тоже весьма примечательно. Зимой за ним приезжают снегоходы, сопоставимые по стоимости с хорошим заграничным автомобилем. Так в феврале этого года по оперативной разработке погранохраны ФСБ были задержаны шесть участников преступной группы, специализирующейся на незаконном обороте камчатского краба. У них изъяли 900 кг сырых конечностей на сумму порядка 1 млн рублей и два снегохода импортного производства с санями.

И снегоходы, по словам оперативников погрануправления, - не предел мечтаний. В арсенале организованных преступных групп имеется даже импортный вездеход военного образца.

Транспортом полуфабрикат доставляют в места окончательной обработки. Есть такой вид надомной работы, как заготовка крабового мяса. По телефонному звонку приезжают ребята, привозят варёные крабовые лапы и коробки для упаковки. Задача надомника - извлечь мясо из лапок, набить его в коробку и заморозить. Труд кропотливый, но высокооплачиваемый.

Затем готовый товар размещается в различных холодильных установках, коих в Мурманске и области превеликое множество - от предприятий до специально оборудованных частных гаражей.

Совсем незначительная часть криминального товара реализуется в Мурманской области. Дорогие рестораны и магазины без вопросов готовы платить хорошие деньги за деликатес, не задумываясь о его происхождении.

Но Мурманск слишком мал для такого масштабного бизнеса. Другое дело Москва и Питер, уж там на краба спрос несравненно выше. Для поставок и торговли в сердце России крабовой мафией задействованы коммерческие структуры, дабы придать товару официальный статус, оформить соответствующую документацию. В центре есть свои торговые площадки, где крабом торгуют крупным и мелким оптом. Отсюда он расходится по всей России.

Силовики бездействуют?

У многих возникает резонный вопрос: почему бездействуют силовики? Но, во-первых, судя по уголовным делам и конфискату, не так уж они бездействуют. И, во-вторых, у крабовой мафии по одной лапке отрывать бесполезно - вновь отрастут. Аресты и задержания производятся не спонтанно, но в рамках оперативных мероприятий. Наряду с рутинной работой «по выявлению и недопущению» решаются задачи, суть которых сами оперативники обсуждают шёпотом при закрытых дверях.

Доходы крабовой мафии столь баснословны, что при нынешней коррупции криминал способен оплатить утечку информации на любом уровне. Коррумпированные чиновники и даже силовики всегда к услугам щедрых покровителей. Организованная бандитская структура защищается всеми доступными ей способами, а доступны ей практически любые.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах