Получается, что в среднем каждая третья беременность заканчивается абразивной операцией. Если говорить в целом по стране, то в России их делается более 2 (!) млн - ежегодно. По мнению медиков, самое тревожное в этой ситуации заключается в том, что на аборт приходят женщины самого цветущего возраста: от 25 до 35 лет. Можно ли повлиять на принятие этого радикального решения?
На прошлой неделе на базе Псковского перинатального центра прошёл семинар по проекту «Ты не одна», организованный межрегиональным общественным фондом содействия укреплению национального самосознания народа «Центр Национальной славы» и Фонда Андрея Первозванного. Проблема, которая обсуждалась врачами, представителями православной церкви был поставлен так: что толкает женщину к аборту, и можно ли повлиять на принятие окончательного решения?
Корреспондент «АиФ-Псков» встретился с психологом Еленой Рагулиной, руководителем этой программы и выяснил мнение гостьи на эту животрепещущую проблему.
Что может психолог
- Когда я пришла работать в проект, то считала, что нашими слабыми силами ничего нельзя сделать на уровне государства. Вполне естественный вопрос: кто тогда формирует государственную политику? Единицы или само общество, а вернее та её часть, которая по-настоящему болеет душой за общее дело. Наше движение начиналось с общественной инициативы, всего в одной женской консультации, где работали психологи. Это был социальный эксперимент. Скептики пожимали плечами, многие сомневались, но когда появились первые позитивные результаты, тогда уже подключилось и управление здравоохранения Красноярска - города, который стал пилотной площадкой для эксперимента. Это было в 2007 году. И сегодня можно с уверенностью говорить, что наше движение подтвердило свою состоятельность. Сейчас реализация проекта уже перешла на новый уровень. С 1 июля 2009 г. в каждой женской консультации г. Красноярска приступили к работе психологи. И успех их работы уже ощутим. Городское управление здравоохранения изыскало средства на оплату интенсивности труда специалистов, выделило кабинеты для работы, которые максимально соответствуют требованиям. Но поверьте, не всегда вопрос - рожать или не рожать - упирается в материальную составляющую.
- Многие сегодня убеждены, что всё дело как раз в низком прожиточном уровне…
- Безусловно, это важно, но не настолько. Тем более, что наш проект «Ты не одна» стал своеобразным ответом на чрезвычайную ситуацию, которая сегодня сложилась в демографической сфере страны. При этом всё начинается с семьи: если оба родители готовы к появлению на свет малыша, то других вариантов быть не может. А когда на первый план выходят соображения, что мы ещё молоды, нужно пожить для себя, успеть сделать карьеру, съездить, в конце концов, в отпуск и так далее, именно в таких ситуациях и начинается психологический раздрай. Молодая женщина оказывается перед выбором, именно в этот момент ей нужна помощь. Я убеждена, что доабортное консультирование - самый эффективный путь преодоления демографического кризиса. Статистика говорит, что из числа женщин, решившихся на операцию, 15-20% готовы изменить своё решение. То есть получается, что прирост в 20% к рождаемости - такого показателя в столь короткие сроки невозможно добиться пропагандой рождения ещё одного ребёнка или материальными стимулами. В масштабах России эффективность проекта доабортного консультирования может составить не менее 252 тысяч спасённых детей в год (исходя из официальных данных о количестве абортов - 2 млн/год). Поскольку естественная убыль населения составляет более 800 тысяч человек в год, то реализация данного проекта на федеральном уровне станет существенным вкладом в решение демографической проблемы, не требующим больших финансовых вложений со стороны государства.
Контрацептив или жизнь
- В то же время по государственным телевизионным каналам пропагандируют совершенно иные (отнюдь не семейные) ценности…
- Вы правы, но лично мне становится страшно, когда мы сплошь и рядом сталкиваемся с ситуацией: им обоим по 25, но они не готовы рожать. Говорю это намеренно во множественном числе, потому что это сакральное решение зависит от позиции обоих родителей. В конце концов, проходит время, и только лет через 10 они начинают понимать необходимость создания полноценной семьи. Они оглядываются назад и видят, что в прошлой жизни они сделали такое количество абортов, что шанс появления здорового потомства становится чрезвычайно маленьким. И тогда вкладываются огромные деньги в то же самое экстра-корпоральное оплодотворение, и это при неочевидном положительным исходе.
- Скольких вы сумели отговорить от этого решительного шага?
- Хочу вас поправить: мы никогда не отговариваем. Мы только консультируем. При этом из 100 женщин, примерно 18 (в среднем) выбирают роды.
- Что на ваш взгляд нужно сделать в первую очередь, чтобы решительно изменить ситуацию на всероссийском уровне?
- Первое и обязательное: это создание особого демографического комитета при правительстве России и соответствующих структурных подразделений на местах. Во-вторых, нужно изменить систему оценок работы врача, чтобы можно было спросить: сколько вы направили на абортирование и почему? Необходимо также изменить критерии работы региональных центров планирования семьи, чья деятельность сейчас сводится к банальной раздаче контрацептивов. Нужна, на мой взгляд, широкая просветительская работа. И в том числе, по самым новейшим медицинскими исследованиям. Например, сейчас учёные нашего красноярского университета пытаются проследить взаимосвязь между возникновением онкологических заболеваний у детей и тем, насколько их матери раньше активно использовали специальные химические препараты, чтобы предотвратить нежелательную беременность. Самое удивительное, что эта связь существует. Почему об этом молчат? Женщины имеют право знать об этом.
- В чём вы, как психолог, видите свою главную задачу?
- В том, чтобы повысить ответственность за принятие решения. Аборт - это серьёзная психологическая травма, которая даёт о себе знать через годы (!) после его совершения. Для любой женщины решиться на него - это не выпить стакан воды, а серьёзная психологическая проблема. Помочь ей определиться в приоритетах - такая цель стоит перед нашим общественным движением.
Наша справка:
Елена Рагулина - психолог-консультант.
Член Профессиональной Психотерапевтической Лиги. Наряду с частной практикой имеет опыт работы в должности психолога в системе образования от дошкольного детства до юношества. Руководитель проекта «Ты не одна», специалист по доабортному консультированию.