Недавно корифеи российской хирургии совершили новый прорыв, проведя уникальную, не имеющую аналогов операцию по удалению гигантской опухоли сердца. Еженедельник «АиФ. Здоровье» стал единственным изданием, удостоенным чести освещать это событие.
Ставка больше, чем жизнь
На эту операцию руководитель отдела сердечно-сосудистой хирургии Российского кардиологического научно-производственного комплекса академик РАМН Ренат Акчурин и директор Российского онкологического научного центра им. Н. Н. Блохина, президент РАМН Михаил Давыдов решились не сразу, хотя уже не раз оперировали вместе, выйдя победителями из сложнейших ситуаций. За хирургическое лечение сочетанных сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний в 2001 году они получили Государственную премию Российской Федерации. Однако случай, с которым давние друзья и коллеги столкнулись в этот раз, не укладывался ни в какие рамки.
– Когда Ренат Сулейманович прислал мне данные обследования поступившей к ним в отделение 67-летней пациентки из Кабардино-Балкарии, я не поверил своим глазам, – вспоминает Михаил Давыдов. – За 35 лет работы я впервые видел такую огромную опухоль сердца. Ни с чем подобным ни я, ни кто-либо другой никогда не сталкивались.
Изучив снимки необычной пациентки Рената Акчурина, не мог прийти в себя от потрясения и посетивший Российский кардиоцентр хирург из Мюнхена. А когда узнал, что его российские коллеги собираются эту больную оперировать, заметил, что в своей практике он не встречался с таким заболеванием.
– Мы очень рисковали, – признается Акчурин. – Не только жизнью пациентки – собственной репутацией. Но выбора у нас не было. Без операции ее дни были бы сочтены.
Смертельные «объятия»
Сама пациентка о грозящей ей опасности, впрочем, даже не подозревала. В отделение сердечно-сосудистой хирургии она поступила с жалобами на высокое давление, не более. Истинный источник ее страданий обнаружился во время эхографии. Судя по снимку, сердце женщины «обнимала» огромная опухоль, по виду и расположению которой врачи сразу же предположили, что она злокачественная.
Новообразование прорвалось в правый желудочек сердца с прорастанием в сердечную перегородку и верхушку левого желудочка. Двух мнений у врачей не было: опухоль нужно удалять. Но как отреагирует на такое массивное хирургическое вмешательство сердце? Да и согласится ли на рискованную операцию сама больная? Узнав, что ждет ее в ближайшем будущем в случае отказа, а также о том, что ее будут оперировать ведущие хирурги страны, ошеломленная таким поворотом дел женщина долго не раздумывала: удаляйте!
– Еще и торопила нас, возмущаясь, что мы несколько раз откладывали операцию, – улыбается Акчурин. – А мы с Михаилом Ивановичем Давыдовым просто собирались с духом, еще раз проигрывая ход предстоящего оперативного вмешательства, перечитывая медицинские брошюры и справочники.
Мастер-класс
В назначенный день операционная отделения сердечно-сосудистой хирургии напоминала пчелиный улей. Посмотреть на уникальную операцию собралось множество молодых врачей – ординаторов, аспирантов, к которым благодаря приглашению Рената Сулеймановича Акчурина присоединились и мы с фотокорреспондентом. Облаченные в специальные стерильные костюмы, мы не сводили глаз с двух мониторов, на которых демонстрировалось все, что в это время происходило на операционном столе. За спокойными, уверенными действиями мэтров хирургии все присутствующие следили, не скрывая восхищения.
А подивиться было чему. И в первую очередь – виртуозному удалению злополучной опухоли, которую произвел Михаил Давыдов. Внушительных размеров новообразование, напоминающее гроздь винограда, он отделил от сердца так аккуратно, будто делал это каждый день. Главный онколог страны потом признался, что удалял опухоль (оказавшуюся гораздо больше, чем на диагностических снимках) почти вслепую, что называется, по памяти. У Михаила Ивановича она богатая: насчитывает более 300 тысяч операций.
Хотя в «сердечных» делах его коллеге и другу Ренату Акчурину, по признанию Давыдова, все же нет равных. В чем все, кто находился в операционной, убедились, когда Ренат Сулейманович восстанавливал удаленную вместе с опухолью стенку сердца, закрыв образовавшуюся «прореху» огромной заплаткой из специального материала тефлона. Наложив ее, кардиохирург, по сути, реконструировал уменьшившийся в объеме правый желудочек сердца, кровоснабжающий легкие. В противном случае пациентка не смогла бы потом дышать.
Трудная победа
По хирургическим канонам, в самом начале операции сердце остановили, подключив больную к искусственному кровоснабжению, а само сердце обложили... льдом, чтобы на время его остановки организм не подвергся опасным для жизни метаболическим изменениям, вызванным гипоксией тканей.
При этом кровопотери во время операции практически не было, что стало возможным благодаря уникальному устройству «Карат», оснащенному аутогемотрансфузером – прибором, позволяющим собирать кровь и возвращать ее больному во время операции. За его разработку совместно с главным конструктором КБ «ВЗЛЕТ» Генрихом Ройзенблитом Ренат Акчурин в свое время получил Гран-при престижной международной выставки.
Другое изобретение кардиохирурга – для операций по шунтированию на бьющемся сердце – на сей раз не понадобилось. Как и само шунтирование: проблемный участок «ушел» вместе с опухолью. Удовлетворенный результатами операции Михаил Давыдов взял ее с собой в Онкоцентр – отдать на исследование морфологам, дабы определить степень ее злокачественности и дальнейшую тактику онкологического лечения чудо-пациентки, которая – хирурги в этом уверены – будет жить. Несмотря на огромную заплатку, освобожденное от опухоли сердце «завелось» сразу, выдержав необходимый объем давления. Обыкновенное чудо ценой в две профессиональные репутации и одну человеческую жизнь.
В следующих выпусках нашей газеты мы расскажем о дальнейшей судьбе пациентки выдающихся российских хирургов, у которой мы надеемся взять интервью – первое в ее новой и, хочется верить, долгой жизни.
Кстати
Первичные опухоли сердца встречаются редко и с гистологической точки зрения чаще классифицируются как «доброкачественные». Однако, так как при всех опухолях сердца имеется потенциальная возможность развития смертельно опасных осложнений, а многие больные с подобными опухолями поддаются хирургическому лечению, очень важно, чтобы правильный диагноз ставился как можно раньше. Согласно статистике, примерно 75% опухолей сердца доброкачественные, 25% – злокачественные и почти всегда представляют собой саркомы, для которых типичен быстрый прогрессирующий рост, приводящий к смерти больного в течение недель или месяцев с момента появления гемодинамических нарушений. Клинически опухоли сердца проявляются симптомами, среди которых: боли в грудной клетке, шумы в сердце, аритмии, признаки ишемии (кислородное голодание) или тампонады (сдавление) сердца. Метастатические опухоли сердца встречаются в несколько раз чаще, чем первичные. Как правило, метастазы в сердце дает злокачественная меланома, лейкемия, лимфома, а также рак молочной железы и легких.