Старость бывает очень красивой
Два с половиной года назад Анна гостила у бабушки. И не просто гостила, а, конечно, активно ей помогала: пасла в поле коров. Когда стадо отправилось на водопой, у воды она увидела залежи серо-голубой глины.
- Она была такая податливая, пластичная! Я так увлеклась, что даже про коров забыла. Сидела, лепила свистульки, медальончики, - улыбается она.
Тогда же она создала свою первую куклу – пастушка. Создала и на какое-то время о глине забыла. Но ощущение мягкости материала не отпускало, и сейчас из-под пальцев автора вышли уже десятки работ. Ручки, ножки и головы она лепит из глины, тело куклы остаётся «текстильным».
Чаще Анна делает портретные работы, тем более что после выставки в Областном центре народного творчества появились заказчики, которые просят сделать кукол для своих знакомых, друзей, родных.
- Недавно заказали портретную куклу для 80-летней бабушки. Её потом отвезут в деревню, в подарок ей. Фотографий не принесли, лепила так, как представляю восьмидесятилетнюю старушку. Теперь жалко с этой куклой расставаться. Старость очень красивой бывает, я люблю стариков лепить. Может быть, потому что у меня не осталось дедушек и бабушек…
В Пустошкинском историко-краеведческом музее под кукольную экспозицию от Анны Твороговой отведена целая витрина. Вот стоит сотрудник ДПС в форме и держит полосатый жезл. Добродушный такой, улыбчивый… Или вот рыбак в экипировке защитного цвета отправляется за своей добычей. И не столько ему, может быть, хочется рыбу половить, сколько пройтись по деревне во всей «камуфляжной» красе, чтоб все полюбовались. А вот домовой с полной корзиной всяческих даров для рачительных «домохозяев», а сам-то в дырявом лапте! Почти все выставочные работы лепились с реальных людей. Прототипы порой обижаются.
- А как я предугадаю: понравится – не понравится? – недоумевает Анна. – У меня может внезапно что-то возникнуть, и я сажусь лепить.
Вместе с ней пристраивается лепить шестилетняя дочь Валерия, также полюбившая глину. Мама садится – и дочка рядом, лепит маленьких котят.
Всё сама
Специального образования у Анны нет, она училась на швею (вот откуда такие чудесные костюмчики на куклах).
- Когда я делала первые куклы, то думала: «Ой, как здорово получилось!» А теперь думаю, что ничего особенного в них не было. С каждым разом получается всё лучше и лучше. Слепишь ребёночка - он как живой, тискаешь его в ладошках. Интересно черты лица передавать: ямочки, щёчки.
Как именно передавать черты лица, Анну никто не учил, она даже не ходила в детстве в художественную школу, до всего дошла сама.
Сырьё для своих творений кукольница добывает в колодце. Очищает от примесей, сушит, снова очищает, крошит в порошок и так, в сухом виде, хранит. Уже готовые изделия подсушивает на печи. Одна кукла занимает несколько дней.
- Я-то знаю, сколько труда и сил вложено в изготовление одной куклы, а людям как объяснишь? Сначала мы кукол с ценниками выставляли, но поняли, что посёлок к этому ещё не готов, и ценники убрали. Ведь если кукла понравится – подойдут и спросят, сколько она стоит. Для Москвы или Петербурга это очень низкие цены... Мне, конечно, хочется, чтобы мои куклы были доступны всем. Иногда думаю: может быть, это плохо, что увлечение ещё приносит и выгоду?
Летом Анна открыла в Пустошке ателье по пошиву и ремонту одежды, и если бы не нужно было «отбивать» арендную плату и налоги, куклами она занималась бы гораздо плотнее. Ещё она очень хочет создавать из кожи и дерева настенные эксклюзивные часы. Ещё видела в Интернете красивые альбомы и открытки ручной работы, хотела бы делать что-то подобное, да только времени не хватает. Но часок-другой каждый день она всё-таки выкраивает для любимого занятия.