Мебель для экспозиции им подарил магазин деликатесов Paradis des Gourmets (к огромному сожалению псковских лакомок после введения Россией ответных санкций он вынужден был закрыться). Правда, её ещё нужно будет переделывать с магазинного в музейный формат.
Если всё получится, Псковский кукольный «дом», а на самом деле комната, распахнёт свои двери накануне 1 сентября. А пока идейный вдохновитель псковского общественного движения кукольников и самый известный в нашем городе, а также за его пределами псковский кукольный мастер Мария Воробьёва рассказала «Аиф», зачем ей и её коллегам это нужно.
Мамина школа
- А вы знаете, сколько игрушечных музеев в одной только маленькой Эстонии? Кто бывал в тартуском Музее игрушек, - тот понимает, зачем это нужно. С одной стороны, игрушки помогают людям лучше понять ту или иную эпоху. С другой, - понять себя, почувствовать свою неразрывную связь с предками. Ведь первое, с чем соприкасается ребёнок после маминой титьки, - это игрушка. И от того, что это за игрушка, во многом зависит, каким вырастет человек.
Я прочитала много книг по психологии игр и игрушек и знаю, что если девочка, допустим, не играет в дочки-матери, у неё потом могут возникнуть проблемы и с настоящим материнством. И я вижу, как все любят игрушки, независимо от того, сколько кому лет. Поэтому когда мы проводим в Пскове свои выставки, люди приходят на них целыми семьями да не по одному разу. Не сомневаюсь, что выставки кукол собирают во много раз больше посетителей, чем выставки картин.
Светлана Проскурина, PSKOV.AIF.TU: - Мария, а когда вы начали делать игрушки своими руками?
- Моя мама – большая рукодельница, поэтому своего первого, кажется, Чебурашку я с её помощью сшила, когда мне было года четыре. И это не потому, что у меня было «сиротское детство, деревянные игрушки». Наоборот, у меня было больше игрушек, чем у кого-либо ещё. Например, жутко дефицитные по тем временам ГДРовские куклы. Но мы с мамой всё равно радовались новым выкройкам из журнала «Мурзилка», а со старшим братом только и делали – что мастерили солдатиков.
А самым моим любимым воспоминанием из детства является вот какое. Я просыпаюсь от того, что строчит швейная машинка, и вижу, что в углу комнаты горит ночничок, а мама колдует над ворохом лоскутков. Глаза у меня снова слипаются… А когда я их открываю снова, уже утро и все мои куклы сидят передо мной причёсанный и в новых платьях. Вот это был праздник!
У меня теперь у самой маленькая дочка примерно такого же возраста, какой я была тогда: ей пять с половиной лет. Но повторить мамин подвиг я так до сих пор и не смогла. Мне проще сделать на заказ ещё одну авторскую куклу, а на вырученные деньги купить для Ксюшиных магазинных новую одёжку.
А сколько мам и хотели бы научиться наряжать дочкиных кукол в платьица собственного изготовления, но не знают, как к этому делу подступиться. Вот для них-то мы и придумали этот кукольный дом, где, я надеюсь, будет и «мамина школа» тоже…
Любимые игрушки Тонино Гуэрры
- А как получилось, что игрушки стали вашей профессией?
- Я всегда любила рисовать, а ещё больше – лепить. А поскольку скульптурного пластилина в моём детстве не продавалось, я лепила своих барышень сначала из оконной замазки. Но всё равно и не думала становиться художником, пока мои родители не подружились с Семёном Степановичем Гейченко. Именно для него я и сделала свою первую куклу – не для баловства, а в подарок. Это был, конечно же, тряпичный Домовой.
И вот тогда Семён Степанович и другие люди из его окружения (например, преподаватель Академии художеств Василий Михайлович Звонцов) начали говорить, что мне надо серьёзно заняться искусством. Ну надо – так надо. Я поверила и поступила в художественную школу. А потом – на декоративное отделение Ленинградского художественного училища имени В. А. Серова.
По его окончании год проработала в Псковском театре драмы бутафором – только потому, что дожидалась приёма на кукольное отделение Ленинградского театрального института. И туда тоже поступила, но доучиться не смогла: у меня не сложились отношения с мастером и к тому же как раз родился сын… Зато начали складываться профессиональные отношения с главными кукольными галереями Москвы и Санкт-Петербурга. Прошло не так уж много времени, когда хозяйка одной из этих галерей рассказала мне, что несколько моих «марокканских ангелов» приобрёл сам Тонино Гуэрра.
- Я знаю, что многие известные псковские кукольники начинали как ваши ученики, а много сегодня в Пскове профессиональных кукольных мастеров?
- Если не считать тех, кто по чужим выкройкам научился шить на продажу тильды, то человек шестнадцать наберётся.
- А тильды почему не в счёт?
- Я не считаю их авторскими куклами, хотя и в нашем сообществе есть мастерица, которая шьёт тильды. Но у неё высший пилотаж: там и материалы, а качество исполнения такое, что даже я вынуждена была изменить своё отношение к тильдам…
Сделать из монстра человека
- А для чего вы объединились?
- У нас тут теперь будет клуб-студия «Псковский кукольный дом». А это, во-первых, место для мастер-классов, а во-вторых, по договору с Областным центром народного творчества одна гарантированная большая выставка в год. И мы уже придумали, как будет называться наша выставка в следующем году – «Весь мир театр». Потому что Псковскому театру драмы исполнится 110 лет. А это значит, что там будут и куклы, и макеты декораций, и домашние театры…
- Выставки – это понятно. А чем будет заниматься «клуб-студия»?
- Много чем. Я уже веду переговоры с педагогами, психологами, искусствоведами… У меня даже есть дизайнер кукольный одежды, готовый вести занятия со всеми желающими. В идеале это будет школа кукольных наук.
А начать можно с самых простых занятий. Допустим, приходит группа дошколят, мы читаем с ними сказку, учимся обсуждать прочитанное, а потом разыгрываем с помощью заранее изготовленных для этой сказки кукол небольшое представление.
Дети постарше могут и сами попробовать сделать сказочных героев. А то у нас обычно есть только диснеевские мультфильмы и специально наштампованные для них куклы – вот по ТАКИМ ценам. В результате все играют в одно и то же. Причём, если вы придёте в детский сад, то увидите, что на самом деле дети не умеют играть. Их же никто не учит. Каждый сидит со своей игрушкой – попа к попе – и не понимает, что с ней делать.
- Знаю. И всем мамам ничего не остаётся, как покупать пачками тех же «Монстр Хай» из соображения «чем бы дитя ни тешилось»…
- А они на самом деле вредны для детской психики.
- Вредны? Почему? Они же такие красивые…
- Красивые, не спорю, но это же дочки вампиров, франкенштейнов и зомби. Если вдуматься, они все мертвяки – тусовка из загробной жизни. При сегодняшней склонности подростков к суициду это очень опасные игрушки.
- Кстати, лет двадцать назад я сама писала статью про то, какой ущерб психике ребёнка наносит кукла Барби, с которой не понянчишься…
- Барби по нынешним временам уже кажется божьим одуванчиком. С этой куклой мы уже более или менее ужились. У меня в детстве у самой была ГДРовская стюардесса на каблуках и с сисечками, и я помню, с какой гордостью я водила её «в гости». Но почему сегодняшние производители игрушек питают такую страсть к монстрам, - я не понимаю.
Недавно видела в магазине очередное фиолетовое чудище с торчащей из носа зелёной соплёй. Поверьте, для ребёнка очень важно, чтобы мишка был похож на настоящего медведя, а зайка – на настоящего зайца. А когда лисичка зелёная, а волк фиолетовый, в мозгу у маленького человека происходит что-то непоправимое.
У нас в команде тоже есть мастерица, которая увлекается монстрами. Это всё началось с того, что у её подруги маленькая дочка, насмотревшись страшных мультиков, стала бояться спать. Ей казалось, что у неё под кроватью тоже кто-то нехороший живёт. Тогда наша кукольница сделала для неё ручного персонального монстра: мол, вот тебе игрушка, которая будет тебя охранять.
В этом, безусловно, что-то есть. Но в любом случае, с такими игрушками надо поосторожней.
А недавно я узнала, что некоторые кукольные мастера покупают тех же кукол «Монстр Хай» и перекрашивают их на свой вкус. Вот это тема! Если мы подберём качественные красители, то тоже обязательно попробуем. Вообразите, как было бы замечательно взять какую-нибудь синюю людоедку и переделать в человека. Сама же маленькая хозяйка такой куклы могла бы её «оживить»! Вот над чем стОит поработать.
Лавка чудес
- На самом деле, мы только тем и занимаемся, что оживляем кукол.
На нашей последней выставке в центре народного творчества, которая называлась «Дочки-матери. Семейный альбом», мы не просто показали посетителям игрушки своего детства, но и позволили детям в них поиграть. Так вот, даже самые обеспеченные дети, у которых дома по десять кукол «Монстр Хай», чуть не передрались у нас тут из-за облезлых деревянных лошадок и ржавых грузовиков.
Когда они вцепились мёртвой хваткой в наших побитых молью плюшевых медведей, я только порадовалась про себя, что успела их перед выставкой перестирать. Ведь эти игрушки были найдены на помойках и чердаках. Кто-то думал, что они своё уже отслужили. А нет. Игрушки живут по своим законам. И теперь дочка одной моей приятельницы, у которой, как её родители думали, есть всё, замучила их, требуя точно такой же ржавый грузовик, как был у нас на выставке.
- Может, и хорошо, что ей захотелось поиграть в те же игрушки, в какие играли её папа с мамой?
- Конечно, хорошо! Понимаете, у нас такая страна, что мы и так всё растеряли, пока устраивали революции или воевали. Например, у меня в семье ничего от бабушек и пробабушек не сохранилось, кроме мутных фотографий. И я так рада, что в семье моего мужа столько всего сберегли. У нас дома даже есть мебель начала 20-го века – от его бабушки Саши.
Сегодня люди наконец-то начали осознавать, что без прошлого нет настоящего. Поэтому такой бешеный интерес к родословным. И поэтому взрослые, как дети, радуются, когда снова встречаются со своими любимыми игрушками и когда их собственные дети с таким же восторгом в них играют.
Мне очень нравится фильм «Лавка чудес» с Дастином Хоффманом. Я мечтаю создать в нашем Кукольном доме такое же волшебное пространство. И чтоб всё было по-честному. Не просто мастер-классы из серии «мастеру надо заработать», а настоящее образование. Чтобы у тех, кто будет у нас заниматься, была возможность взять уроки живописи, рисунка, даже пластической анатомии, познакомиться с историей костюма, поучиться сочетать цвета. Чтобы они потом не передирали из Интернета чужие идеи, а могли создавать что-то своё.
У наших соседей-новгородцев уже есть такая школа, где дети не просто делают куклы, а занимаются реконструкцией древнерусского костюма. Думаю, нам такое тоже по силам.
Я тут недавно попала на новгородский мастер-класс к мастеру, который занимается реконструкцией старинных игрушек. И сама до того заигралась в эти его деревянные «калячки-малячки», что меня было не оттащить. Думаю теперь поехать поучиться и такому виду игрового искусства.
На самом деле куклы – это целый мир. Они могут быть игровыми, портретными, декоративными. Если заниматься кукольным дизайном, можно научиться чему угодно: и оторванную пуговицу пришивать (даже этому сейчас никто подрастающее поколение не учит), и создавать произведения высокого искусства.
А под крышей Дома ремёсел собрано столько разных мастеров, что нам, кукольникам, и самим будет у кого поучиться. Я, например, мечтаю освоить резьбу по дереву и уже знаю, кто мне в этом поможет.
Конечно, мы мечтали о псковском Музее игрушек. Но пока такой возможности нет, всё равно надо же с чего-то начинать! Наши тартуские коллеги тоже начинали с комнатки в подвале, когда в 90-м году, самом дефицитном, придумали устроить свою первую выставку игрушек и показать своим же собственным детям, какие бывают куклы. А теперь у них там столько всего, что глаза разбегаются.
- Мария, ну у ваших-то детей недостатка в куклах нету. А у вас самой нет недостатка в заказчиках, которые знают и ценят вас как супермастера… Я всё-таки не поняла, вам-то лично этот Кукольный дом зачем?
- Да, я тоже живу, как м все: в ежедневных заботах о зарабатывании денег. Но мы же с вами знаем, что деньги не главное. И что однажды всем нам захочется сказать словами Поэта: «Но там и я свой след оставил, там, ветру в дар, на темну ель повесил звонкую свирель…»