Как известно, «Калевала» – большой свод эпоса карело-финнов из 50 рун-глав (всего более 22 тыс. стихов) - была собрана и переработана Элиасом Лённротом к середине ХIХ века. Однако до сих пор идут споры: что означает название эпоса? Традиционная отговорка, что это «слово обозначает мифическую страну (страну Калевы), где живут потомки героя», уже набила оскомину. На карельском и финском языках «калевала» никак не расшифровывается…
Однако, уверен карельский исследователь Александр Попов, разгадка лежит буквально «на поверхности». Она кроется в основе древнеарийских, санскритских корней и свидетельствует о древнейшем едином праязыке, связываемом с северной «гиперборейской цивилизацией»: Кали – «время», «кругооборот»; Вал – «высший бог», «творец». Калевала - «круговращение бога, мироздания»?
Мельница «Сампо» с климат-контролем
Вообще, убеждён Попов, магией и заклинаниями пропитана каждая страница эпоса – а значит, и вся обыденная жизнь древних карел. Так, по условию хозяйки Похъелы, надо было взять исходные материалы, типичные для «небывальщины» русских сказок типа «пойди туда, не знаю куда»:
Ты сумеешь сделать Сампо, крышку пёструю сковать мне,
Взяв конец пера лебёдки,
молока коров нетельных,
От овечки летней шерсти,
ячменя зерно прибавив.
И кузнец Ильмаринен делает Сампо с помощью магии, в пять приёмов: вначале из горна вышел лук, стрелы которого всегда попадали в цель, потом лодка, также с уникальными свойствами, затем - корова с золотыми рогами, потом выходит из горна плуг, и только после всего этого – Сампо.
Чтобы понять, что же такое Сампо, давайте ещё раз вспомним, что дело происходит во времена такой седой древности, когда работали руками только простые, «непросвящённые» люди, а «просвящённые» всё делали при помощи магии. Их-то и считали героями (Вяйнемейнен, Ильмаринен, Лемминкяйнен…).
На мысль, что Сампо – нечто гораздо большее, нежели «Рог изобилия», наводят следующие детали:
- Сампо давало стране полное благоденствие, даже климат;
- Сампо было вмонтировали в гору где-то далеко на Севере;
- всё время упорно упоминается его «пёстрая крышка» как некая очень важная деталь (кстати, только её и удалось спасти в финальной битве старухе Лоухи и унести к себе…).
И вот здесь напрашивается совершенно фантастическая гипотеза: если провести аналогию с другими древнейшими эпосами (даже древнеиндийскими), то «пёстрая крышка» – это небо с северным сиянием! Тогда само Сампо – это остаточные воспоминания о Гиперборейском Храме Полюса с его водоворотом в центре – системой контроля над климатом?
Макушка мира
Исходя из содержания «Калевалы» Похъела – это (по тексту путь туда – не менее 3 дней морем на Север!) некие острова в Ледовитом океане (а также, возможно, берега Скандинавии) – всё, что осталось от Гиперборейского континента после катаклизма… Через тысячи лет, после ухода Ариев на юг, там, на обледенелых островах, могли остаться «некие маги», предпринимающие периодические попытки захвата более тёплого и богатого побережья. Недаром образ Похъелы и её хозяйки – стабильно негативен, а колдунья эта, в финале грозящая наслать мороз и пургу, – прямо-таки Снежная Королева!.. И явно её прототип.
Характерно, что слово «похъела» означает в карельском языке дно, низкое место, устье реки – т. е. как раз может намекать на глубокую воронку Полярного Водоворота, куда мощно впадали 4 реки, делящие Гиперборею на 4 острова-сектора (что прекрасно отражено на ряде средневековых карт)… В ином смысле трудно так назвать Север, «макушку мира», который всегда воспринимался всеми народами как «верх»… Интересно также, что Похъела предельно созвучна тибетскому «Потала» – а это, по местному преданию, древний остров-Рай где-то на «далёком Севере».
Вяйнемейнен родом из славян?
Интересно и то, что Вяйнемейнен был не просто Первым и Главным героем карельского народа – он всегда был несколько чужим… Он – судя по имени – Человек из Ванов! Т. е. славян! На финно-угорских языках русские – «вене», «вяйне»… Опять же у него никогда не было семьи среди карел, да и магом он был самым мощным – а согласно скандинавским эпосам они всегда славились как более сильные колдуны.
Невозможность полностью приравнять славян-Вяйнелу и карел-Калевалу даже не требует доказательств – хотя эти два названия народов «часто идут» через запятую:
…и в Карелии прекрасной,
в Суоми – на полях широких,
В ласковой земле у русских,
и в земле отважных шведов,
И в Лапландии обширной,
и в земле могучей Турья…
Мистические мотивы, пронизывающие «Калевалу» и накладывающие отпечаток на её героев, оказывается, могут «проявляться» и в наши дни.