aif.ru counter
133

Потайной памятник

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 19. АиФ-Псков 06/05/2020
Дарья Хваткова / АиФ

Маленькая Анастасиевская часовня спряталась под Ольгинским мостом и не бросается в глаза псковичам и туристам. А между тем это памятник федерального значения: стены и свод ее потолка покрыты удивительной красоты фресками, выполненными по эскизам знаменитого художника Николая Рериха. Вот только состояние этой росписи, да и самого памятника архитектуры вызывает серьезные опасения.

Состояние катастрофическое

- Реставрация часовни не проводилась с 1972 года. На сегодняшний день состояние фресок аварийное - говорит старший научный сотрудник отдела хранения монументальной живописи, хранитель часовни Татьяна Николаева, открывая двери часовни и показывая нам остатки былой красоты. Прежде всего, поражают нежные мягкие сочетания синего и охры в росписи стен и, конечно, видимые невооруженным глазом процессы разрушения штукатурного слоя с живописью.

Уникальный памятник – Анастасьевская часовня – нуждается в срочной реставрации. В противном случае он может попросту погибнуть.

По словам сотрудника музея, состояние часовни усугубилось в 2019 году из-за проведенных в непосредственной близости от нее земляных работ.

- Рядом с часовней были вырыты траншеи для подведения коммуникаций в феврале, потом в ноябре 2019 года. Из-за этого начались подвижки грунта. Кроме того, в охранной зоне памятника ездила тяжелая техника. Это привело к осыпям живописного слоя. Деструкция продолжается, - поясняет хранитель часовни. А также показывает трещины на стенах.

Часовня остро нуждается в противоаварийных работах по укреплению живописи. Кроме того, сотрудники музея подали заявку на корректировку проекта архитектурной реставрации часовни.

- Проект архитектурной реставрации был сделан в 2013 году, но тогда средств на работы не выделили, а сейчас проект устарел. И в декабре прошлого года мы подали в Министерство культуры две заявки: на противоаварийное укрепление живописного слоя и на корректировку проектно-сметной документации. Но пока решений по заявкам нет.

Кроме того, в марте этого года вопрос о сохранении Анастасиевской часовни был поднят на заседании международного круглого стола «Пакт Рериха - мир через культуру», организованного Международным Центром Рерихов. Сотрудники Псковского музея-заповедника приняли участие в видеоконференции.

По итогам мероприятия Благотворительный Фонд имени Елены Ивановны Рерих начал сбор средств на сохранение Анастасиевской часовни. Пожертвования от неравнодушных граждан уже поступают на счета фонда, отчет о сборе средств публикуется на его сайте.

Сотрудники музея надеются, что Министерство культуры поддержит заявки, и тогда собранные деньги можно будет направить на дополнительные, но очень необходимые памятнику работы.

- К зданию не подведено электроснабжение, поэтому поддерживается температурно-влажностный режим для неотапливаемых помещений. Для сохранения живописи необходимо ввести ограниченный подогрев, это поможет избежать зимнего промерзания стен и образование конденсата. Вероятнее всего, этот проект мы будем делать за счет фонда, также как и работы по благоустройству территории. Но если наши заявки в Министерстве культуры не поддержат, то тогда, конечно, сосредоточимся на живописи — это первостепенная задача, - отмечает хранитель часовни.

Поднять и развернуть

- Фрески выполнены по эскизам Рериха, два из них хранятся в Русском музее. Главная тема живописи — заступничество святых и Небесных сил за город Псков, - рассказывает Татьяна Николаева.

Иконописец Григорий Чириков воплотил эти эскизы в жизнь. Роспись покрывает три стены и свод потолка часовни.

- Над входом Спас Нерукотворный. Полотенечный пояс снизу был утрачен в связи с распилом часовни и ее перемещением в 1970 году. По бокам от входной двери – два коленопреклоненных псковских князя: Всеволод-Гавриил и Довмонт-Тимофей. Дальше — четыре ангела с хоругвями, которые защищают мир от поветрий и моров, войн и стихийных бедствий. Роспись потолка представляет собой изображение горнего мира в виде синего неба со звездами, Луной, Солнцем и Святым духом в образе стилизованного голубя.

Фрески внизу плохо сохранились, но отдельные фрагменты остались.

- Реставрация живописи направлена на сохранение авторского слоя и не предполагает поновления фресок. Это будет научная реставрация.

По словам сотрудника музея, первоначально вход в часовню был с северной стороны, прямо с моста, и она органично вписывалась в окружающий пейзаж. Троицкий собор был виден в дверном проеме. Николай Чудотворец смотрел на потрясающую майолику в городских стенах. А в окно, над которым изображена Богородица, была видна река Великая. «Матерь Мира» над рекой жизни - один из любимых сюжетов Рериха.

По словам Татьяны, важно вернуть часовне ее первоначальное положение, чтобы она снова стала градостроительной доминантой.

- Существует идея поднятия часовни на высокий постамент, здесь на этом же месте. Если вернуть ей первоначальную высоту и ориентацию, она снова заиграет. Кроме того, в постаменте можно будет разместить служебное помещение для постоянного смотрителя: сейчас сюда водят только экскурсии по предварительной договоренности. Доступность часовни для индивидуальных туристов могла бы стать дополнительным стимулом для активного включения ее в туристические маршруты.

Оставить комментарий (0)

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах