Вопреки проблемам театр работает, а его актёры получают всё новые награды, среди которых и зрительская премия «Золотая вешалка».
О радостях и печалях театра мы поговорили с его директором Александром Побережным-Береговским.
От молодёжного к полноценному
- Александр Лазаревич, каким был театр шесть лет назад, когда вы его возглавили, и какой он сейчас?
- Я не приходил совершать революцию. Уходя из театра в 2006 году, Геннадий Залогин предложил на худсовете мою кандидатуру. Я какое-то время размышлял - и всё-таки решил прийти. И тогда, и сейчас в «ТМ» были известные в городе и любимые зрителем актёры, и тогда, и сейчас - абсолютное отсутствие атрибутов нормального театра. Это был студийный коллектив, живший по студийным законам. Но на тот момент и по актёрскому составу, и по репертуару он перерос молодёжный студийный статус. Я предложил развиваться как нормальному, полноценному, репертуарному театру и начал работать с Министерством культуры, чтобы молодёжный театр получил статус драматического и обрёл нормальную материальную базу.
За четыре года кое-что удалось. Появилось постановление карельского правительства о создании Театра драмы. К сожалению, это совпало по времени с историей с драматической труппой Музыкального театра, к которой мы не имели никакого отношения. Я не сторонник того, чтобы выносить на публику и в прессу театральные дрязги, поэтому тогда мы не ходили на пикеты. Но я бился за тот театр в министерстве, и это было нелегко. Считал, что порядочнее было закрыть и наш театр тоже. И если бы создание нового Театра драмы было доверено, например, руководителю драматической труппы Музтеатра Снежане Савельевой, это тоже было бы справедливо. Но объединиться двум нашим театрам было невозможно.
В 2010 году мы получили глоток свежего воздуха, потому что тогда Министерство культуры определило приоритетным направлением создание материально-технической базы Театра драмы, то есть нашего театра. Дело сдвинулось с мёртвой точки. Потом в министерстве поменялась команда, и пока, к сожалению, к созданию базы так и не приступили, а мы слышим одни обещания.
Если я руковожу театром, то он для меня - самый лучший, ну, по крайней мере самый любимый. Но о его проблемах, и бытовых, и творческих, всегда говорю публично. И пытаюсь их решить.
Высокие отношения
- Какие, например, решаете сейчас?
- Абсолютная разбалансированность труппы, отыгранный репертуар. Театр вырос из зрелых актёров определённого возраста, определённого амплуа (Живых, Белонучкин, Бычкова, Мойковский, Лисицын, Ситко, Румянцева, Москалева, Залогин). Позже появились Людмила Баулина, Дмитрий Максимов и другие. Потом выучили студию, появилась талантливая молодёжь, которая сейчас стала средним поколением театра. Затем я набрал курс в консерватории, теперь это наш молодняк.
Но в каждом из поколений - определённый дефицит актёров, проблемы с тем, чтобы развести пьесу. В силу психофизических данных артистов, их амплуа это часто не просто сделать, да и мужчин в театре намного меньше, чем женщин. Это опять-таки объяснимо отсутствием базы: у нас нет служебного жилья, чтобы приглашать актёров из других городов, нам сложно давать надбавки к зарплате, у нас нет технического профессионального оборудования, нет репетиционных, цехов, фойе и т.д., и т.д.
- Но вы умудряетесь приглашать известных режиссёров…
- Раньше в театре спектакли ставили преимущественно Иван Петров и Андрей Тупиков, редко появлялись другие режиссёры. Я поставил задачу создать конкурентную режиссёрскую среду. И теперь вокруг театра постепенно собирается сильная режиссёрская команда - лауреаты госпремий, «Золотой маски». Но нам часто бывает тяжело удержать условия договорённостей - опять же из-за отсутствия средств. Чем более маститый режиссёр - тем больше расходы, выше требования. Тем не менее с нами работают такие сильные режиссёры, как Борис Цейтлин, Никита Ширяев, Сергей Стеблюк, продолжается сотрудничество с Тупиковым, будут появляться другие.
- Каковы взаимоотношения в коллективе, и насколько благоприятна «среда обитания» актёров?
- 15-20 человек в одной гримёрке - это невыносимо. Негде помыться, не работает вентиляция. Но вызывает огромное уважение то, что в таких условиях актёры не срываются друг на друга, общаются цивилизованно. Я доволен отношениями в труппе, считаю, что это высокая культура.
Они долгое время жили в режиме «театр - это семья». Современные условия не позволяют это культивировать. Я очень много их «ломал», но был честен, потому что «ломал» исключительно для достижения художественного результата. Да, он не появляется так быстро и так часто, как хотелось бы. Я благодарен, что они слышат, переступают через обиды и продолжают работать.
Чем мерить успех
- Как вы относитесь к тому, что два ваших актёра - Виктория Фёдорова и Дмитрий Максимов - получили в апреле «народную» премию «Золотая вешалка», придуманную вашим бывшим актёром Олегом Липовецким?
- Замечательно отношусь - как к мероприятию культурному. Другое дело, что никогда не буду ориентироваться только на эти результаты, решая творческие задачи театра. Потом, любимая роль зрителей - далеко не всегда любимая роль самого актёра. Но «Вешалка» - это большой театральный праздник, важный и для зрителя, и для актёра.
- Не жаль, что Липовецкий ушёл из «Творческой мастерской»?
- Я нормально смотрю на ситуацию. Олег получил образование и вышел в «свободное плавание». Он был креативной звездой, я до сих пор жалею, что он ушёл из «№ 13», потому что спектакль очень много потерял. Долгое время фаворитом был «Неспектакль». Теперь человек хочет нести свою эстетику, а это не всегда совпадает с направлением развития театра. Не могу сказать, что мы расстались легко, но это закономерно в такой ситуации.
- Ходите в другие театры нашего города?
- Хожу. Очень нравился спектакль Национального театра «Старосветские помещики». Я сам исповедую психологический театр, и мне интересно, когда форма возникает из подробной психологической жизни персонажа, обусловлена ею. Это не так часто можно увидеть в городе, и в нашем театре в том числе. К сожалению, никак не могу попасть на спектакль театра «Ad Liberum» «В ожидании Годо», потому что он редко идёт, а я всё время занят здесь.
- Куда выезжает ваш театр?
- Полноценных гастролей у нас нет, в основном выезжаем в районы: с одним спектаклем, одним днём. Правда, «Гранатовый браслет» сейчас приглашён на фестиваль «Подмосковные вечера» и выдвинут на Государственную премию Республики Карелия. Спектакль «Ultimo café» победил в номинации «Лучший дебют» на международном фестивале «Белая маска» в Москве - его пригласили на гастроли в Финляндию. Он выдвинут на премию правительства России. Не считаю, что этими вещами можно мерить успех театра, хотя такие моменты, конечно, приятны.
В театре должен быть хозяин
- И всё-таки: почему театры, в том числе и столичные (взять ситуацию с театром «На Таганке»), так часто сотрясают скандалы?
- Массовые скандалы никогда не несут правды. В крике, истерике толпы её нет. Театр всегда замешан на эмоциональных реакциях. Поэтому люди, для которых инструментом является их организм, всегда будут накалены. Всегда будет недовольство, на каком-то этапе - и собой. Если актёр действительно развивается, эти периоды обязательно будут. Именно поэтому я всегда против публичности в таких моментах.
- Вы больше директор или художественный руководитель?
- В театре должен быть хозяин. Я больше директор и своим творчеством стараюсь не насиловать театр.
- Какие перспективы у «ТМ»?
- В организационно-техническом плане - по-прежнему неясные, к сожалению… Мы не можем сделать удобства для зрителей, привести в порядок зал, закулисную часть. По творческой части театр сильно загружен. Сейчас репетируются «Полёт над гнездом кукушки», «Призрак Александра Вольфа», работаем над пьесой «Марлени» о Марлен Дитрих и Лени Рифеншталь. Несколько спектаклей в работе, пока отложены. Очень надеемся, что среди этих работ будут по-настоящему удачные, интересные нашему зрителю.
Справка:
Александр Лазаревич Побережный-Береговский
Родился 24 ноября 1960 г.
Окончил физико-математический факультет ПетрГУ.
Заведовал постановочной частью в студенческом театре «На чердаке».
Первая постановка в «ТМ» - «Остановите самолёт, я слезу» (1990 г.).
С 2006 г. - директор «ТМ».