aif.ru counter
«О закрытии бани речь не идёт, - заверил «АиФ-Псков»  директор банно-прачечного комбината Пскова Дмитрий Федотов. - Да, администрация Пскова внесла в городскую Думу проект решения о даче согласия на совершение сделки по продаже бани, находящейся в хозяйственном ведении нашего предприятия
«Не закроют! - уверяет читателей начальник Главного государственного управления образования Псковской области Александр Седунов. - Дети как ходили, так и будут ходить в эту школу. Возможны какие-то изменения со стороны юридического лица, возможно к ним кто-то присоединится
В Москве дворников штрафуют за уборку листьев с газонов, потому что тем самым они лишают деревья перегноя. Почему же в Пскове листья убирают по-прежнему? И вообще, что по этому поводу думают учёные?
305

Псковская драма без режиссера. Дороги к храму Мельпомены вновь разошлись

Псковский драмтеатр вновь лишился художественного руководителя. «О громе среди ясного неба» мы расспросили Виктора Яковлева, ведущего актера театра, заслуженного артиста РФ

Скандалы, одни скандалы

Лариса Малкова, PSKOV.AIF.TU:- Такое решение — не продлевать контракт с теперь уже эск-худруком Александром Кладько, принял руководитель псковской театрально-концертной дирекции Дмитрий Месхиев. Похоже, на дежавю в том смысле, что худруки как-то часто меняются. Только Сенин ушел, теперь и Кладько. А театр такой построен, казалось бы, твори и радуйся.

- Сенин был просто проходимец. И я этого слова не боюсь, оно не ругательное, им обозначается человек, проходящий мимо. Заглянувший в театр, скажем, на чашку чая. Это как в церкви есть прихожане, и бывают захожане. В марте 2015 года он написал заявление об уходе. Зашел и вышел.

- Да… с его именем теперь только скандалы вспоминаются.

- Просто он - разрушитель театра. Он поддерживал теорию «белого листа»: разрушить до основания, а потом все «разрулить».

- Он так прямо об этом заявлял?

- Это была его стратегия. Во всяком случае, это стратегия «Школы театрального лидера», в которой он учился в Москве при театральном центре Мейерхольда. Их там этому обучали: устроить разбой, всех разогнать. Как он говорил, в Пскове очень много талантливых людей, но все они не в театре. И он пригласил в театр людей, которые никогда к нему отношения не имели – это был такой праздник дилетантства. У него был особый талант со всеми ругаться.

И после этого цунами появился режиссер, с которым мы связывали надежды, собственно и с Сениным они вначале были…. Александр Иванович Кладько был представлен коллективу, а представляли его Дмитрий Дмитриевич Месхиев и Григорий Михайлович Козлов, художественный руководитель театра «Мастерская» в Санкт-Петербурге. Причем сначала худруком оставался Козлов, а Кладько главным режиссером, но спустя год Дмитрий Дмитриевич предложил труппе в качестве художественного руководителя Кладько. Если Месхиев в чем-то и может упрекнуть труппу, то только в том, что она поверила. И, конечно, его рекомендация была главной, а Кладько сразу был вынесен большой кредит доверия.

Не шумело, не гремело

- То есть актеры с душой к этому отнеслись?

- Мы много встречались, подолгу беседовали, говорили о театре. Я увидел в нем родственную душу в том отношении, что это человек театра. Это понятие очень тонкое, далеко не все могут быть отнесены к этому понятию… Даже Месхивева не могу отнести к нему. Его стихия - кино. И это нормально. Необязательно, чтобы у министра было профильное образование по нашей специальности, так не бывает, да этого и не надо. А стихия Кладько - театр. Как-то Калягин в одном интервью говорил, театр - это тонкий организм, который легко повредить, он живет по своим законам, как и человеческий организм. Ведь никто кроме хирурга не решится удалять аппендицит, хоть это самая простая операция. Но почему-то многие, кого Сенин приглашал, считали, что всё понимают и могут театром руководить. А надо знать законы, по которым живет театральный организм. Это дается опытом, который как раз и был у Кладько. Это опыт и режиссерский и педагогический - преподавание в Питерской академии театрального искусства.

- И жизненный...

- Да. Это зрелый человек. И когда мы начали работать над конкретным материалом, я увидел, кроме прочего, профессионального режиссера. Мастера такого уровня в Пскове до него не было.

- Подождите, а Бухарин? Вот кого с благодарностью вспоминают театралы.

- Тогда были другие времена. У Бухарина была имелась своя конъюнктура. Он даже ставил трилогию Брежнева. Мы ее играли на сцене театра Вахтангова в Москве в день рождения Леонида Ильича. И так было.

- Ради Кладько в Псков ведь приехали молодые актеры из Питера?

- У Александра Ивановича богатый педагогический опыт, который, конечно, сказывался это на его умении работать с актерами, это дано не каждому режиссеру. С ним связывали надежды. Молодые ребята Ангелина Аладова и Леша Пучков пришли к нему как режиссеру, получив питерское образование.

И самое отрадное, он стал строить театр, стал заниматься театром, его взращивать, а не просто сделал перестановки, реформы. Люди стали иначе, строже относиться к репетиционному процессу: стало недопустимым опоздание, степень подготовки к репетиции возросла, выросла и внутренняя дисциплина и всё благодаря усилиям Кладько.

Конечно, иногда для старшего поколения был тяжеловат репетиционный период. Но все дни были максимально наполнены работой.

- Но как говорится, не шумело, не гремело?

- Что там произошло между Месхиевым и Кладько? Он ведь и семью планировал перевезти... Идеальных людей нет, каждого за что-то надо терпеть. Они люди упертые, и если принято решение, далее оспаривать бесполезно. Я не во всем был согласен с Кладько, но всегда признавал его право руководить театром и признавал делать его, каким он его видел. Точно такое право имеет Месхиев заключать или расторгать контракт с работником. Мне его решения могут нравиться или нет, но я не имею права не подчиниться.

Надо отдать должное, он объяснял свое решение актерам, которые оставались в Пскове на время отпуска. Надеюсь, еще раз объяснит во время сбора труппы.

Как дальше жить?

- Но на пресс-конференции Месхиев называл причины расторжения контракта! - Вас они удовлетворили? Меня — нет! - Он назвал ремейки, затраты на спектакли и то, что Кладько не живет жизнью театра, что не может актер зайти к нему так скажем в любое время, раскрыть душу, поплакаться, что его не застанешь на работе.

- Это его объяснения. Лично мы не обсуждали с Кладько его ремейки, но он в своих публичных объяснениях оправдывает повторные постановки. И я с этим не могу согласиться. Одно дело, что Фельштинский пять раз ставит «Дядю Ваню». Чехова можно исследовать всю жизнь. Но что в «Соседях» можно исследовать или в «Клиническом случае»? Я считаю что повторов, самокопий быть не должно. Одно дело продолжение исследования материала, другое - самокопии. Если художник полжизни писал картины, а остальные полжизни делал их копии, это правильно? Пусть это и авторские копии. Другое дело, если он тему разрабатывает... В Крыму, в музее Айвазовского я видел его эскиз «Тайной вечери». И ту же «Тайную вечерю» видел когда-то в музее Ярошенко в Кисловодске. Разработка темы — это одно. Но когда идёт тиражирование… Художник не должен этого делать, это вредно для его творчества, надо двигаться вперед: не позволяй душе лениться!

Хотя первый его спектакль «Соседи» был совершенно оправдан. Он вернул зрителей, - всех, кого отвратил от театра Сенин, этот спектакль возвратил.

- Но он редко появлялся в театре!

- Его всегда можно было найти по телефону. Правда, я узнал задним числом, что во время подготовки «Усвятских шлемоносцев», он успел поставить спектакль в Севастополе. Но в принципе он продел основную работу, можно было обойтись и без него, шла масса музыкальных репетиций. Потом приехал и выпустил спектакль. С другой стороны я не согласен с выбором произведения. Повесть не понравилась, показалась крайне слабой: другое время и другие люди, такая пастораль, идиллия. Читаю и не верю!

- И тоже ремейк!

- В Сарове Нижегородской области до этого он ставил.

- А какие спектакли надо Пскову?

- Позарез нужны Шекспир и Островский. Там обо всем и навсегда.

- А что же будет с курсом, который набрал Кладько, вы не хотите взять ребят?

- Кладько приглашал меня преподавать, четкого ответа я не давал, хотя по его просьбе участвовал в проведении вступительных испытаний. Но потом от преподавания отказался – по уважительным причинам. Сейчас узнал, что руководить курсом будет Сергей Попков. Он тоже предложил мне участие в работе с курсом. Но если я отказался работать с Кладько, то соглашаться преподавать на курсе Попкова еще меньше смысла. Но желаю ему успеха.

- Как себе представляете жизнь без худрука, без режиссера в обезглавленном театре?

- Этот сезон руководить театром будет Месхиев. Его намерение - приглашать режиссеров, а потом труппа выберет себе худрука из приглашенных постановщиков. В принципе, это правильно. Так, я думаю, надо было и с Сениным, и с Кладько. Надо жить дальше. Можем соглашаться, можем не подчиняться, каждый уйти вправе. Жаль, если уйдут молодые люди — готовый дуэт для Ромео и Джульетты. Это моя давняя мечта. Разговаривал об этом с Дмитрием Дмитриевичем, пока он не согласился, но и не отказал. Мне кажется, я знаю, как  сделать этот спектакль… А сейчас, надеюсь, начну над работу над спектаклем - совместным проектом «Трех союзов» - региональных отделений Союзов театральных деятелей, художников и писателей. Но пока говорить об этом рановато.

Сейчас, насколько я знаю, театр приступит к постановке «Старика» Горького. Сезон откроют «Усвятские шлемоносцы», спектакль-то новый. У нас сильная труппа, с которой можно решать серьезные задачи. Но работать надо индивидуально с каждым актером, и он будет раскрываться с каждым новым проектом. Ведь театр — это да, режиссер, но основа основ — актеры, а они в Пскове есть!

Смотрите также:




Оставить комментарий
Вход
Комментарии (1)
  1. Модя Питерский[mailru]
    |
    16:08
    18.08.2017
    0
    +
    -
    Как всегда - лизнул и тех, и других
Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета Газета

Самое интересное в регионах
Роскачество