Скандалы, одни скандалы
Лариса Малкова, PSKOV.AIF.TU:- Такое решение — не продлевать контракт с теперь уже эск-худруком Александром Кладько, принял руководитель псковской театрально-концертной дирекции Дмитрий Месхиев. Похоже, на дежавю в том смысле, что худруки как-то часто меняются. Только Сенин ушел, теперь и Кладько. А театр такой построен, казалось бы, твори и радуйся.
- Сенин был просто проходимец. И я этого слова не боюсь, оно не ругательное, им обозначается человек, проходящий мимо. Заглянувший в театр, скажем, на чашку чая. Это как в церкви есть прихожане, и бывают захожане. В марте 2015 года он написал заявление об уходе. Зашел и вышел.
- Да… с его именем теперь только скандалы вспоминаются.
- Просто он - разрушитель театра. Он поддерживал теорию «белого листа»: разрушить до основания, а потом все «разрулить».
- Он так прямо об этом заявлял?
- Это была его стратегия. Во всяком случае, это стратегия «Школы театрального лидера», в которой он учился в Москве при театральном центре Мейерхольда. Их там этому обучали: устроить разбой, всех разогнать. Как он говорил, в Пскове очень много талантливых людей, но все они не в театре. И он пригласил в театр людей, которые никогда к нему отношения не имели – это был такой праздник дилетантства. У него был особый талант со всеми ругаться.
И после этого цунами появился режиссер, с которым мы связывали надежды, собственно и с Сениным они вначале были…. Александр Иванович Кладько был представлен коллективу, а представляли его Дмитрий Дмитриевич Месхиев и Григорий Михайлович Козлов, художественный руководитель театра «Мастерская» в Санкт-Петербурге. Причем сначала худруком оставался Козлов, а Кладько главным режиссером, но спустя год Дмитрий Дмитриевич предложил труппе в качестве художественного руководителя Кладько. Если Месхиев в чем-то и может упрекнуть труппу, то только в том, что она поверила. И, конечно, его рекомендация была главной, а Кладько сразу был вынесен большой кредит доверия.
Не шумело, не гремело
- То есть актеры с душой к этому отнеслись?
- Мы много встречались, подолгу беседовали, говорили о театре. Я увидел в нем родственную душу в том отношении, что это человек театра. Это понятие очень тонкое, далеко не все могут быть отнесены к этому понятию… Даже Месхивева не могу отнести к нему. Его стихия - кино. И это нормально. Необязательно, чтобы у министра было профильное образование по нашей специальности, так не бывает, да этого и не надо. А стихия Кладько - театр. Как-то Калягин в одном интервью говорил, театр - это тонкий организм, который легко повредить, он живет по своим законам, как и человеческий организм. Ведь никто кроме хирурга не решится удалять аппендицит, хоть это самая простая операция. Но почему-то многие, кого Сенин приглашал, считали, что всё понимают и могут театром руководить. А надо знать законы, по которым живет театральный организм. Это дается опытом, который как раз и был у Кладько. Это опыт и режиссерский и педагогический - преподавание в Питерской академии театрального искусства.
- И жизненный...
- Да. Это зрелый человек. И когда мы начали работать над конкретным материалом, я увидел, кроме прочего, профессионального режиссера. Мастера такого уровня в Пскове до него не было.
- Подождите, а Бухарин? Вот кого с благодарностью вспоминают театралы.
- Тогда были другие времена. У Бухарина была имелась своя конъюнктура. Он даже ставил трилогию Брежнева. Мы ее играли на сцене театра Вахтангова в Москве в день рождения Леонида Ильича. И так было.
- Ради Кладько в Псков ведь приехали молодые актеры из Питера?
- У Александра Ивановича богатый педагогический опыт, который, конечно, сказывался это на его умении работать с актерами, это дано не каждому режиссеру. С ним связывали надежды. Молодые ребята Ангелина Аладова и Леша Пучков пришли к нему как режиссеру, получив питерское образование.
И самое отрадное, он стал строить театр, стал заниматься театром, его взращивать, а не просто сделал перестановки, реформы. Люди стали иначе, строже относиться к репетиционному процессу: стало недопустимым опоздание, степень подготовки к репетиции возросла, выросла и внутренняя дисциплина и всё благодаря усилиям Кладько.
Конечно, иногда для старшего поколения был тяжеловат репетиционный период. Но все дни были максимально наполнены работой.
- Но как говорится, не шумело, не гремело?
- Что там произошло между Месхиевым и Кладько? Он ведь и семью планировал перевезти... Идеальных людей нет, каждого за что-то надо терпеть. Они люди упертые, и если принято решение, далее оспаривать бесполезно. Я не во всем был согласен с Кладько, но всегда признавал его право руководить театром и признавал делать его, каким он его видел. Точно такое право имеет Месхиев заключать или расторгать контракт с работником. Мне его решения могут нравиться или нет, но я не имею права не подчиниться.
Надо отдать должное, он объяснял свое решение актерам, которые оставались в Пскове на время отпуска. Надеюсь, еще раз объяснит во время сбора труппы.
Как дальше жить?
- Но на пресс-конференции Месхиев называл причины расторжения контракта! - Вас они удовлетворили? Меня — нет! - Он назвал ремейки, затраты на спектакли и то, что Кладько не живет жизнью театра, что не может актер зайти к нему так скажем в любое время, раскрыть душу, поплакаться, что его не застанешь на работе.
- Это его объяснения. Лично мы не обсуждали с Кладько его ремейки, но он в своих публичных объяснениях оправдывает повторные постановки. И я с этим не могу согласиться. Одно дело, что Фельштинский пять раз ставит «Дядю Ваню». Чехова можно исследовать всю жизнь. Но что в «Соседях» можно исследовать или в «Клиническом случае»? Я считаю что повторов, самокопий быть не должно. Одно дело продолжение исследования материала, другое - самокопии. Если художник полжизни писал картины, а остальные полжизни делал их копии, это правильно? Пусть это и авторские копии. Другое дело, если он тему разрабатывает... В Крыму, в музее Айвазовского я видел его эскиз «Тайной вечери». И ту же «Тайную вечерю» видел когда-то в музее Ярошенко в Кисловодске. Разработка темы — это одно. Но когда идёт тиражирование… Художник не должен этого делать, это вредно для его творчества, надо двигаться вперед: не позволяй душе лениться!
Хотя первый его спектакль «Соседи» был совершенно оправдан. Он вернул зрителей, - всех, кого отвратил от театра Сенин, этот спектакль возвратил.
- Но он редко появлялся в театре!
- Его всегда можно было найти по телефону. Правда, я узнал задним числом, что во время подготовки «Усвятских шлемоносцев», он успел поставить спектакль в Севастополе. Но в принципе он продел основную работу, можно было обойтись и без него, шла масса музыкальных репетиций. Потом приехал и выпустил спектакль. С другой стороны я не согласен с выбором произведения. Повесть не понравилась, показалась крайне слабой: другое время и другие люди, такая пастораль, идиллия. Читаю и не верю!
- И тоже ремейк!
- В Сарове Нижегородской области до этого он ставил.
- А какие спектакли надо Пскову?
- Позарез нужны Шекспир и Островский. Там обо всем и навсегда.
- А что же будет с курсом, который набрал Кладько, вы не хотите взять ребят?
- Кладько приглашал меня преподавать, четкого ответа я не давал, хотя по его просьбе участвовал в проведении вступительных испытаний. Но потом от преподавания отказался – по уважительным причинам. Сейчас узнал, что руководить курсом будет Сергей Попков. Он тоже предложил мне участие в работе с курсом. Но если я отказался работать с Кладько, то соглашаться преподавать на курсе Попкова еще меньше смысла. Но желаю ему успеха.
- Как себе представляете жизнь без худрука, без режиссера в обезглавленном театре?
- Этот сезон руководить театром будет Месхиев. Его намерение - приглашать режиссеров, а потом труппа выберет себе худрука из приглашенных постановщиков. В принципе, это правильно. Так, я думаю, надо было и с Сениным, и с Кладько. Надо жить дальше. Можем соглашаться, можем не подчиняться, каждый уйти вправе. Жаль, если уйдут молодые люди — готовый дуэт для Ромео и Джульетты. Это моя давняя мечта. Разговаривал об этом с Дмитрием Дмитриевичем, пока он не согласился, но и не отказал. Мне кажется, я знаю, как сделать этот спектакль… А сейчас, надеюсь, начну над работу над спектаклем - совместным проектом «Трех союзов» - региональных отделений Союзов театральных деятелей, художников и писателей. Но пока говорить об этом рановато.
Сейчас, насколько я знаю, театр приступит к постановке «Старика» Горького. Сезон откроют «Усвятские шлемоносцы», спектакль-то новый. У нас сильная труппа, с которой можно решать серьезные задачи. Но работать надо индивидуально с каждым актером, и он будет раскрываться с каждым новым проектом. Ведь театр — это да, режиссер, но основа основ — актеры, а они в Пскове есть!