О святости хранения традиций певческого искусства Руси, а также о культурном диссонансе в современном обществе корреспондент «АиФ на Мурмане» поговорила с хормейстером «России» Андреем СЕРОВЫМ.
Московский «Шоу Биз»
- Андрей, расскажите, пожалуйста, какой была ваша жизнь до «России»? Неужели с вашим талантом не хотелось вырваться за границу Мурманска?
- До «России» я занимался эстрадной и бардовской песней, сам сочинял. Мы с друзьями создали в Мурманске свою группу «Постскриптум», с которой поехали покорять Москву. Правда, спустя полтора года столичной жизни группа развалилась.
В то время мы хотели найти своё место в шоу-бизнесе, познакомились со многими музыкантами - Николаем Носковым, Александром Серовым. Мы репетировали на одних базах. Однако, чтобы найти свою стезю, научиться зарабатывать деньги, необходим был продюсер.
Большинство из тех, кто предлагал нам сотрудничество, были нетрадиционной ориентации. От подобных предложений нервы не выдерживали, участники начали покидать коллектив.
Я перевёз туда супругу с дочерью. Денег в семье не хватало, поэтому пришлось устроиться работать в ресторан, мы создали группу с ребятами из других регионов, но и из этого ничего не получилось. В тот московский период моей жизни мы ходили выступать в метро, где я пел русские народные песни, чтобы заработать на жизнь. Именно тогда я понял, насколько красиво и мелодично звучат народные интонации.
- Скажите, а сложно было возвращаться «в родные пенаты»?
- По правде сказать, мне тяжело было в Москве, она меня не приняла. Я ходил, смотрел на окна, а у меня даже собственной квартиры не было. В конце 1996 года пришлось вернуться в Мурманск. Но я люблю этот город, у меня мама тут родилась, бабушка сюда в 1925 году переехала из Вологды. В то время я решил вообще не заниматься музыкой и устроился работать слесарем автомобилей в «Электротранспорт» - собственно, там меня и нашли участники коллектива «Россия».
Посвятить свою жизнь
- После московского опыта вы, наверное, сразу стали звездой в «России»?
- Поначалу я тоже так думал! Однако когда пришёл к Владимиру Моисеевичу Ковбасе, то понял, что не справляюсь. Меня сей факт подстегнул, и уже через полтора месяца я выступал вместе с хором на сцене Дворца культуры им. С.М. Кирова.
Правда, раньше возраст выступающих был выше, я был самым молодым. Поэтому пришлось многому учиться: как вести себя на сцене, передавать эмоции.
На первой репетиции участники коллектива как запели акапельную без инструментов, тогда я понял, что голос - это самый уникальный инструмент человека, он неповторим. Как человек проживает свою жизнь, такой у него и голос. Вот оно, искусство, причём народное, русское. Тогда я подумал, что обязательно должен принимать в этом участие, этому стоит посвятить свою жизнь.
Творчество после Ковбасы
- Скажите, когда Владимир Моисеевич ушёл из жизни, легко ли вам было возглавить коллектив?
- Ковбаса был не просто заслуженный работник культуры РФ и талантливый композитор - он был глыба! Я научился у него искренности и требовательности. Он много требовал, потому как посвятил этому коллективу всю свою жизнь.
Прежде чем согласиться на должность руководителя ансамбля «России», я много с кем советовался, и большинство людей меня отговаривали. Ведь жизнь заставляет думать о том, как покушать, оплатить квитанции, на что одеться, а здесь нужно думать о том, как развивать коллектив. О чём, собственно, всегда и думал Ковбаса, коллектив был его семьей, а Дворец культуры - домом. В последние годы жизни у него не было семьи, мне бы, конечно, не хотелось повторять его судьбу, но многие меня об этом предупреждали.
Я мог бы отказаться, но есть другая сторона. Я как вокалист был лидером в ансамбле, всегда играл роль некоего посредника между руководителем и коллективом. Был вариант, что придёт человек со стороны и будет продвигать свой курс развития, сменится характер звучания. В то время участники ансамбля сказали мне, что если я не возьму руководство в свои руки, то они уйдут, «России» не будет. Я тогда понял, что не могу предать дело жизни Ковбасы.
- Андрей, а за те два года, которые вы руководите, поменялось ли что-то в характере ансамбля?
- Те, кто пел прежде, сегодня приходят и говорят, что хор зазвучал с новым оптимизмом. Вероятно, это связано уже с моим характером.
Мы стараемся сохранить особенности звучания хора, но и пробуем вводить новые элементы.
- А как вы думаете, сегодня люди чаще ходят на концерты или нет? И почему русский человек не слушает свои народные песни?
- Мне кажется, сейчас люди больше ходят на концерты. Приелось уже телевидение, одни и те же артисты. Возможно, это и с нынешней политикой связано, ведь культура по-своему, но решает национальный вопрос.
Однажды я пригласил своих студентов из колледжа искусств на концерт, они пришли и были крайне удивлены звучанием и исполнением народных песен. Произошёл некий культурный диссонанс.
Могу сказать в завершение одно: вместо того чтобы на митинги ходить, лучше на наши концерты приходите!