Анна Роор в детской музыкальной школе Пскова работает восемь лет. Еще девчонкой мечтала петь, теперь учит этому других. В ее класс выстраиваются очереди, ее обожают дети, ценят и уважают коллеги. О том, какой путь пришлось пройти, чтобы стать востребованным педагогом, Анна рассказала «АиФ-Псков».
Воспитанная оркестром
- Анна, получается, музыка с вами всю жизнь?
- С моими родителями невозможно было стать не музыкальным и не влюбленным в искусство в целом ребенком. Я с 6 лет начала учиться играть на гитаре, а в 7 лет поступила в музыкальную школу.
- Гитара - ваш выбор?
- Это был выбор родителей. В то время, - а это был 2002 год, - девочки, играющие на гитаре, были редкостью. Меня отдали в школу искусств в класс Малюгиной Марины Анатольевны. Спустя два года моим папой Александром Петровичем Роором при детском доме был создан духовой оркестр «Геликон». Надо ли говорить, что я ходила на все репетиции, на первом концерте вручала конфеты музыкантам.
Первым же летом существования коллектива мы с папой поехали в отпуск, где он стал меня учить пальцовке. Посадили меня на партию альта. Параллельно мы начали заниматься пением. Первое время это было просто баловство и ничто не предвещало, что это станет моей профессией.
- Вы играли в одном оркестре с детьми из детдома. Как вы к этому факту относились?
- То, что детдомовские дети какие-то не такие - это стереотип. Я очень быстро поняла, что всем нужна любовь и с ребятами подружилась. Первое время была какая-то граница, но она быстро смылась. Здесь очень многое зависит от взрослого.
Впервые осознанно на детей, которые меня окружают, я посмотрела, когда была в переходном возрасте. В 12-13 лет у нас появилась своя компания, начались поездки в лагеря в составе оркестра, первые влюбленности, серьезные взаимоотношения, соперничество. Тогда я поняла, что эти ребята отличаются от одноклассников в школе, они четко знают, что им в этой жизни рассчитывать не на кого. Благодаря им воспитался и мой характер. Со многими мы дружим до сих пор, они приходят на все большие мероприятия «Геликона».
- А ребят не смущало, что вы дочь дирижера?
- Я видела в них внутреннюю силу, мне хотелось быть своей в этой компании, соответствовать им, и я очень много сил к этому приложила. Это, конечно, сложно. Ты живешь в семье, уходишь домой, у тебя есть мама и папа. Но еще раз повторюсь о роли взрослого в этой ситуации. Мой папа - для нас всех папа. Это зерно общей отцовской любви, оно, наверное, нас очень объединило.
Хотя были моменты, когда я думала, что мой папа любит их больше, чем меня. И он действительно их очень сильно любил и любит до сих пор, но это никогда никому не мешало. Поэтому как бы кто ни пытался говорить, что детдомовские дети не такие, не соглашусь. Все дети одинаковые. Просто взрослым надо быть более тонкими с ними.
- Вы до сих пор играете в «Геликоне»?
- Я в нем играю, я в нем работаю, я поставляю вокалистов. У нас с папой совмещенная программа.
Мечтала петь, но играла
- В каком возрасте вы поняли, что музыка станет вашей профессией?
- Сразу. Это было понятно с детства, просто вектор чуть-чуть менялся. Я всегда хотела петь, но боялась об этом сказать вслух, потому что сильных природных данных у меня не было. Потребовалось много усердия и воли к победе. Я играю на трубе в оркестре 18 лет, играю на гитаре с 6 лет, параллельно на фортепиано, казалось бы - ну какой вокал.
После 9 класса я ушла учиться в псковский колледж искусств. На втором курсе экстерном закончила 10-11 класс в вечерней школе и решила поступать на вокальное отделение в Санкт-Петербургский институт культуры, но не поступила. Вернулась в Псков и продолжила учиться в колледже. Когда его окончила, то взяла гитару, чемодан и, ничего не сказав родителям, уехала снова поступать. Решила учиться заочно. Узнай они тогда об этом, мне бы здорово попало.
- За что?
- У меня предрасположенность к музыке. И мой выбор остаться в Пскове, учиться заочно и преподавать в музыкальной школе, многие не понимали.
- Почему же тогда заочное отделение?
- Я не могла бросить то, что меня здесь окружает: город, оркестр, друзей. Я когда первый раз не поступила в институт, возвращалась домой расстроенная. На автобусе, проезжая мимо Кремля, невольно им залюбовалась в вечернем солнце и пришло осознание, что я из этого города никуда не уеду. У меня есть внутреннее ощущение, что я могу внести свой вклад в культуру Пскова, дать талантливых, воспитанных, образованных детей. Я отучилась на менеджменте музыкального искусства. Изучала профессию, как педагог и как менеджер.
- Вы уже тогда знали, что будете преподавать?
- Да, к тому моменту я все решила. Я столько лет наблюдала за тем, как папа преподает, что сама не заметила, как в этот процесс втянулась. В псковской музыкальной школе я работаю с 19 лет.
- А карьеру музыканта в каком-то оркестре вы для себя не рассматривали?
- Нет. Хотя если бы я владела каким-то инструментом симфонического оркестра, возможно, пошла бы туда, тем более этот оркестр в Пскове тоже создан моим папой.
Но я выбрала для себя другой путь. В музыкальной школе я сначала преподавала на отделении гитары, мой первый выпуск состоялся в 2020 году. Преподавая гитару, плавно переходила на вокал, в какой-то момент поняла, что это мое. Отработав день ты хоть и чувствуешь физическую усталость, но внутри живой и энергичный, потому что дети - это бесконечный поток энергии, который заряжает. Сейчас думаю изучать детскую психологию, потому что с детьми - это у меня навсегда.
- А сольная карьера?
- Нет, ее я даже не рассматриваю. Я с удовольствием выступаю, когда меня приглашают на какие-то мероприятия, но это не то, чем я хочу заниматься.
- У вас свой коллектив. Как он появился?
- Все началось с моей безумной идеи. Я была в отпуске и придумала музыкальную сказку, а для нашей школы это что-то новое и не форматное. Поскольку мое начальство меня во всех моих начинаниях поддерживает, то я ее поставила. Детей набирала вслепую. Все прошло удачно, но артисты расходиться не захотели. Появилось что-то типа сводного хора школы, потом отсеялись те, кто должен был отсеяться и остались те, кто влюблены.
- Влюблены?
- Они влюбляются в меня, так получается. Когда ребенок влюбляется в преподавателя, он влюбляется во все то, что преподаватель ему несет.
У меня методика своеобразная, я не конкурсный педагог, скорее - учитель музыки, который старается развивать ребенка многосторонне. Я хочу, чтобы у них было детство. Они и так много работают. Поэтому мы ходим на концерты, разные мероприятия, вместе отмечаем дни рождения и другие праздники. Мне важно, чтобы родители были рядом с детьми, поэтому я даже настаиваю на их присутствии на занятиях, так они видят, что происходит на уроках и чем помогать мне дома.
Благодаря этому всему ребенок, которого привели ко мне в 4 года, к 6 годам отличается от своих сверстников. Мои дети в садах начинают ставить сценки, спектакли, номера.
- Знаю, к вам выстраиваются очереди…
- Это так, пришлось даже набор приостановить, потому что надо сначала выпустить тех, кто у меня есть. Проблема в том, что уходить они не хотят. Смотрите: с семи лет можно поступить в музыкальную школу, но есть еще хозрасчетное отделение, на котором дети могут заниматься и с четырех лет. И я всегда прошу родителей, если у них есть такая возможность, как можно дольше водить детей на хозрасчетное отделение. Хочется подольше подержать их в этой системе. Программа обучения четырехлетняя и если ребенок в семь лет в музыкальную школу поступил, то в одиннадцать он ее уже закончит. И что дальше? Я стараюсь, чтобы мои дети выпускались в 8-9 классе, тогда проще, особенно талантливым ребятам, которые хотят поступать дальше.
Особое окружение
- Для собственного развития находите время?
- У моих детей потрясающие родители. Они относятся ко мне с большим уважением и дают возможность развиваться самой, так же как и отдыхать. Я после окончания института взяла год перерыва, а потом начала активно ездить и учиться. Была в Академии голоса у фониатора Льва Рудина, в рамках этого курса побывала у преподавателей проекта «Голос. Дети», «Непоседы». Изучала голос изнутри, голососбережение. В прошлом году училась на курсе у американского преподавателя по методике Complete Vocal Technique, осталась в восторге. По этой методике начала учить детей. Это, кстати, стало одной из причин, почему ко мне в класс не так легко попасть. Планирую и дальше развиваться. Хотела бы поучиться в Европе, надеюсь, получится.
- Родители у вас творческие, вы к ним за советом касательно своей деятельности обращаетесь?
- Мы взаимодействуем 24/7, у меня очень тесные отношения с родителями. Моя мама - член союза писателей России, известный в этом городе поэт Вита Пшеничная. Папу не могу назвать только музыкантом, он личность в культуре значимая. Я им очень благодарна.
Мама всегда поддерживает мои идеи, а папа их поддерживает и помогает реализовывать с высоты своего опыта. С папой мы взаимодействуем теснее, мы всегда обсуждаем всю его и мою работу. Я часто прислушиваюсь к его словам, а он - к моим. Мы общаемся как коллеги на профессиональные темы.
Помимо папы в моей жизни много людей, опыт которых мне важен и ценен. Это музыкант, джазмен Аркадий Галковский, который как-то сказал мне: «Иди и преподавай вокал, чего ты ждешь?» Он уже, наверное, этого не помнит, а меня этот разговор сподвиг к действию. Это пианист Игорь Остафейчук, рано, к сожалению, ушедший из жизни, но именно с ним я начинала выступать в различных заведениях. Да, и такой опыт у меня был. Это музыкант и рок-певец Александр Мамедов, которого тоже уже нет в живых, но он был близким другом нашей семьи и талантливым музыкантом.
А Николай Михайлович Мишуков [музыкант, педагог, режиссер, псковский композитор - «АиФ-Псков»], которого все знают, человек влюбленный в искусство, он всегда меня наставляет, вдохновляет, благодарит. Для меня это очень ценно, это дает стимул расти до их уровня.
- А за своими коллегами-сверстниками следите?
- За всеми. У нас в Пскове нет конкуренции, как таковой, на самом деле. У нас все идут своими путями. Я знаю практически всех музыкантов, очень люблю многих, знаю безумно ярких и талантливых. У нас их единицы, но они есть, остались в городе и это прекрасно.
Я попала в нужное время, застала тех, кто был до нас и очень активно общаюсь с теми, кто развивается в одно время со мной. Я мечтаю, что мы с детками будем работать не только с «Геликоном», ну и, к примеру, с певицей Лизой Матрешкой и ее коллективом. Они яркие, классные и мне близко то, что они делают. На самом деле я бы и джаз попела с Аркадием Галковским. У меня идей-то много, все не успеваю.
- Через 10 лет кем себя видите?
- У меня есть в голове четкий план, что я хотела бы реализовать, пока не буду его полностью озвучивать. Но очень хочу в одном месте собрать самых разных детей - и талантливых, и тех, кто хочет заниматься музыкой просто для души. Хочу, чтобы в этом месте работали молодые специалисты, проходили практику студенты, делились опытом и знаниями музыканты.
Я уверена, что это возможно, просто нужны единомышленники. Со мной, правда, сложно работать, я человек очень принципиальный и с характером, но надеюсь, что получится создать такую структуру, где люди смогут открывать себя, развиваться и двигаться вперед.