Примерное время чтения: 11 минут
838

Как псковичи на Масленицу старых дев жгли. Воспоминания старожилов

Мария Федорова / АиФ

Читайте новую статью студентки второго курса факультета филологии и иностранных языков ПсковГУ Светланы Пикалёвой:

Светлана Пикалёва.
Светлана Пикалёва. Фото: АиФ

В народе говорят: «Этот праздник без блинов, как именины без пирогов». Догадались, о чём идёт речь? И, должно быть, думаете, что знаете всё о праздновании Масленицы? Ошибаетесь!  Известно ли вам, например, что на Масленицу сжигали не просто чучело. Сжигали… старых дев! Удивлены? Сейчас я вам раскрою все секреты.

Корни празднования Масленицы уходят очень далеко?  Ведь Ма́слена (так называли праздник наши предки) – традиционный славянский праздник, который сохранил в  себе некоторые элементы языческой мифологии.

А что известно современным молодым людям о том, откуда есть пошла Масленица? Спросим у студентки факультета образовательных технологий и дизайна ПсковГУ Елены Герасимовой.

- Я думаю, что «масленица» одного корня со словом «масло». Блины ведь жарят на масле, они получаются жирные, масляные. А ещё блины эти круглые и горячие, как солнце и напоминают нам о приходе весны! 

- А что означает этот праздник?

- Я ещё со школьных времён помню, как мы с классом ездили куда-то за город, ели там блинчики, катались с горки (в тогдашние снежные зимы такое ещё было возможно), сжигали соломенную бабку и водили хороводы.

Эти хороводы – одно из самых ярких воспоминаний моего детства. Наверное, потому, что в них участвовали скоморохи. Такие они забавные были: частушки пели, кривлялись, чудно плясали. Одним словом, было здорово.

В то время всё это действо в моём понимании означало, что пришла весна и что надо как следует позабавиться, прощаясь с зимушкой-зимой. Символы Масленицы – чучело (какой же праздник без него?), блины-солнышки и огонь, который нужен, как у меня в семье говорят, «чтобы зима растаяла».

Ольга Иванова.
Ольга Иванова. Фото: АиФ

...А вот ещё одна точка зрения на Всероссийский праздник. Своим мнением делится студентка факультета естественных наук, медицинского и психологического образования ПсковГУ Ольга Иванова:

«Я думаю, что название праздника получилось из-за того, что перед Масленицей была масленичная неделя. К тому же, блины всегда сдабривают маслом. Мне кажется правильным то, что наш народ старается сохранить традиции этого праздника. Ведь Масленица -  добрый, весёлый праздник, который сплачивает и объединяет людей. Столько их собирается посмотреть на кулачные бои, взятие крепости, народные гуляния… Но самое зрелищное священнодействие на Масленицу – это, конечно же сжигание чучела. Его я, по возможности, стараюсь не пропускать. Мы, с родителями и друзьями собираемся все вместе и идём посмотреть на праздничные гуляния.

Но, я заметила, что между современным и исконным праздником Масленицы есть кое-какие несоответствия. Например, у язычников праздник назывался Комоедица, отсюда и пословица «первый блин комом», во-вторых, сейчас праздник отмечается раньше. Известно, что в древности Масленицу праздновали  в конце марта (где-то в 20-х числах), так как по календарю приход весны наступал позже, чем сейчас. Хорошо хоть, что главный символ праздника, блины, неизменны!»

Но ведь во время Масленичного разгула не только блины ели! Конечно, и плясали, и песни пели. Какие? Выясним у Виктории Воронцовой – студентки факультета русской филологии и иностранных языков и, по совместительству, участницы Псковского фольклорного ансамбля «Плескава»:

«Плескава». Виктория Воронцова (справа).
«Плескава». Виктория Воронцова (слева). Фото: АиФ

- Лично для меня Масленица - это проводы зимы, встреча весны. В этот день люди пекут блины, угощают друг друга, поют обрядовые песни, а в конце торжества сжигают масленичное чучело. Ещё в детском саду, когда мне было лет пять-шесть, мне посчастливилось впервые побывать на этом празднике. Помню соломенное чучело… Ох и ярко же оно горело! Из детских воспоминаний  у меня только картинка, где горит большая соломенная фигура на дворе. Вот это, наверное, мне больше всего и запомнилось. А ещё мы с родными каждый год в этот день пекли много блинов. И с творогом, и с вареньем…

- Какие Масленичные песни исполняют сейчас в вашем ансамбле?

«Плескава».
«Плескава». Фото: АиФ

- В преддверии Масленицы мы разучили несколько обрядовых песен. Все они подлинные! Их действительно пели наши прабабушки и прадедушки. Тексты из года в год собираются студентами нашего факультета во время фольклорных экспедиций.

- О чем же пели наши предки в масленичные дни?

- Тексты, как правило, отражали события того или иного периода, о котором поется. Скажем, случился в прошлом году неурожай – в песнях люди просят, чтобы такого больше не повторялось. 

Могу поделиться текстами, если хотите.

Например, эта песня была записана в городе Печоры:

И дорогая, ты наша Масленица, да дорогая, долгожданная,
И дорогие наши гостеньки, да погостите у нас, да малешенько.
И погостите у нас, да малешенько, да пока на дворе все тихошенько.
И не дождя-то не тучи, не вьялицы, да за лихую, за метелицу,
И у моего-то родного батюшки, да много пива понаварено.
И много пива-то понаварено, да зеленого вина понакурено.
И у моей-то родненькой матушки, да много яств поналожено.
И все яства-то были, да все сахарные, да все меды были, да амбарные.
И протянись, ты наша Масленица, да протянись день до вечера.
А с вечера, ты до белого света.

- Некоторые слова в песне не совсем привычны для современного человека…

- Разумеется, наш язык ведь постоянно меняется. Зато чувствуете, какой колорит вносит каждое непривычно звучащее слово? А вот есть ещё одна очень интересная песня:

Ой, из-за лесика, лесочка темного,
Ой, ли, ой, люли, лесочка темного, да,
Из-за садика, сада зеленого,
Там шло-прошло, да там два молодца,
Там два молодца, оба холосты.
Холосты ребята, неженатые,
Неженатые, да щиглеватые.
Они шли, оба очень спорили,
Очень спорили, да речь говорили,
Не о дельице, а о безделице,
О душе любимой красной девице.
Эта девица, да выходила к ним,
Эта девица, да говорила им:
 - Вы не здорьтесь, да не бранитесь,
По-хорошему, да разойдитесь.
Ни обоим я да вам не достанусь,
Либо малому, да бел-кудрявому,
Либо большому, да расхорошему.
Доставалась, да брату старшему.

- Эту песню исполняют во время Масленичной недели в то время, когда на улице водят хоровод. А происходит это так: женщины и девушки медленно идут друг за другом по кругу, не держась за руки. Периодически движение останавливается, участницы поворачиваются, некоторое время поют стоя, затем идут по кругу в другую сторону, снова останавливаются и так дальше. А если представить, что они все в русские сарафаны одеты, то такая красота получается, что не описать!

А не пора ли нам обратиться к людям, которые  ещё в молодости участвовали в Масленичных гуляниях? К людям, для которых фольклор не далёкое и непонятное, а часть их собственной жизни. В деревнях Чихачёвской волости  Бежаницкого района сохранилось немало старожилов. Вот что нам рассказали некоторые из них:

 «На Масленицу обязательно жгли чучело. Ещё был у нас такой обычай: брали веточки и прутики разные, зажигали их и вниз пламенем держали. Тогда смотрели, у кого быстрее сгорит. Знаете, тогда советская власть была, стало быть, гадание не особо в моде было. Но мы знали - у кого ярче горит, у того, значит, или жизнь будет лучше, или замуж выйдет, если девушка… А так после войны, сами знаете, были трудные годы. Некогда нам было сильно праздновать», - делится жительница деревни Феньково, Антонина Фёдоровна Тихонова 1929 года рождения.

Вспоминает Масленичный разгуляй и Таисия Михайловна Быстрова 1937 года рождения, уроженка деревни Чертёново: «А у нас в деревне не только чучело масленичное жгли. Ещё такое было: поднимали на длинных шестах снопы соломы, зажигали их тоже, как и чучело… Только эти снопы обозначали уже не отступающую зиму, а старых дев, которые замуж не вышли в уходящем году.

У нас-то как было: главное семья, девушке важнее всего жениха найти. Ну вот, зажигали снопы и кричали: "Сжигаем такую-то. Не вышла замуж". Или так: "Неужто горит, неужто горит, жениха не нашла". Зажигали везде, куда ни посмотришь - жгли маленькие костры. Так было весело.

А вечером в деревнях собирались посиделки. Собирались не то, чтобы бабки старые, а среднего возраста. Кто-то шил, кто-то вязал, кто-то прял, кто что делал. Собирались,  разговаривали,  чаем и блинами друг друга угощали. Пели много. Только вот, что пели, уже и не припомню».

Вот вам и ещё несоответствия в праздновании Масленицы! В наше-то время «старых дев» на кострах не сжигают. Время поменялось – поменялись  жизненные цели и установки. Так, может, это и хорошо, что некоторые особенности праздника крепко забыты? Решать вам.

Светлана Пикалёва

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах