В 40-е было не до создания фильмов, тем более на территории, разоренной в оккупацию. Псковщина тяжело приходила в себя после войны. Горожане восстанавливали разрушенный до пепла древний город. Но уже с начала 50-х годов Псков начал уверенно вставать на ноги, словно крепкий старик, поборовший тяжелую болезнь. И где было ленфильмовцам снимать каверинский город Энск, как не в Пскове? Автор романа, Вениамин Каверин, как известно коренной пскович.
«Постановщик картины Владимир Венгеров, - пишет газета «Псковская правда» от 13 августа 1955 года. - Зрители вновь увидятся со своими любимыми героями Саней Григорьевым, обаятельной Катей Татариновой, с умелым педагогом Кораблевым, влюбленным в науку Ваней Жуковым. К сожалению, мы не увидим доктора Ивана Ивановича, взрослых Саши и Петьки. В сценарии отсутствуют также московские эпизоды, имеющиеся в книге. Вместе с тем зрители увидят несколько новых деталей. Например, будет сцена, рассказывающая, как герои встречают в Энске начало войны».
Авторам фильма пришлось серьезно поработать, чтобы подобрать актеров особенно на главные роли. Постановщики познакомились с нескольким десятками тысяч ленинградских подростков. В итоге роль Сани поручили Боре Беляеву, ученику ремесленного училища №2 Ленинграда, юную Катю сыграла ученица 9 класса Люда Шкелко. А Сашу - тоже ленинградская школьница Нина Дробышева. Забегая вперед скажем, Нина Дробышева стала актрисой. До сих пор играем на сцене театра имени Моссовета. Людмила Бузглая (Шкелко в юности) также актриса. Снималась в очень многих кинофильмах, телесериалах, в том числе в «Улицах разбитых фонарей». О судьбе Бориса Беляева известно очень мало, кроме того, что он работал в Воронежском ТЮЗе и умер в 1985 году.
Домик тёти Даши
Итак, Псков, август 1955 года. Сюда приезжает съемочная группа из 40 человек.
«В эти дни у слияния Псковы и Великой собираются сотни псковичей, здесь в живописном мете на высоком берегу стоят декорации: небольшой бревенчатый домик тети Даши с цветами на окнах с продолговатым скворечником над маленькими полукруглыми воротами, - пишет областная газета. - Окна домика смотрят в старинную кремлевскую стену. Внизу крутого обрыва покойно несет свои воды речка. На ней стирают белье женщины. Одинокий рыбак закидывает удочку - это местные жители, ставшие на время артистами, участвуют в съемках. На речке Саня ловит раков. Вот он потянул сетку. На сей раз она оказалась очень тяжёлой. Мальчику помогает сестра. Дети вытаскивают большую сумку почтальона, в которой лежат пачки писем, бегут к дому».
Еще несколько важных эпизодов фильма были сняты в Пскове: приезд Сани в Энск из Москвы. Юноша с волнением подходит к домику тети Даши, оглядывает знакомые, но со временем изменившиеся места. В соборном садике запечатлена сцена разговора Сани и Кати во время этого короткого приезда. А на одном из притоков реки Черёхи снят эпизод начала войны.
И как всегда «ленфильмовцы» с удовольствием снимают панораму города и архитектуру кремля. Любопытно, что работники студии взяли на себя обязательства выпустить картину в декабре. На два месяца раньше намеченного государственного плана.
Критика приняла «Двух капитанов» без восторга, - зрители же, особенно юные, влюбились в героев картины. В 1956 году фильм посмотрело 32 миллиона зрителей, в прокате он занял 5-е место, на детском кинофестивале в Белграде в 1956 году фильм получил почетный приз. На тысячи мальчишек этот фильм произвел неизгладимое впечатление, фраза «бороться и искать, найти и не сдаваться» стала настоящим символом. Невероятная популярность романа была фильму на руку, но и способность режиссера Венгерова строить динамичный сюжет, не поступаясь при этом человеческим чувством, значила не меньше.
Где случилась авария?
Через 10 лет, в 1965 году в Печорах все то же Первое творческое объединение «Ленфильма» снимало в фильм «Авария». Это уже остросюжетная картина, где главный герой, шофер Паначук, взявший посторонних пассажиров, торопится в Горск. Остановившему его милиционеру, Паначук сообщает, что видел в разбившемся «Москвиче» убитого доктора.
А несколько позже в отделение милиции приходит анонимное письмо, в котором Паначука обвиняют в аварии. Молодой прокурор Чижов красиво раскручивает версию убийства и предъявляет следствию улики против шофера, но следователь не спешит с приговором. Премьера фильма прошла в Печорах. За два дня местный кинотеатр посетили более 5 тысяч человек. В день устраивалось по несколько сеансов. Понятно, что здесь успех картине был обеспечен.
«После просмотра картины в районном ДК проходило ее коллективное обсуждение, пишет та же областная газета в июне 1965 года. - На встречу со зрителями пришли Б. Г. Гринер директор Первого творческого объединения «Ленфильма», А. А. Абрамов режиссёр картины и Е. Б. Сысоев, артист Псковского драмтеатра, снимавшийся в роли помощника прокурора
Выступая на встрече Абрамов, поблагодарил присутствующих за дружескую критику, поделился своими мыслями о картине, рассказал о главном ее назначении. Надо полагать, что фильм «Авария» заставляет зрителей о многом задуматься. Его с интересом посмотрят работники судебно-следственных органов. Об их нелегком, но благородном труде рассказывается в новой картине».
Угол падения
Спустя четыре года ленфильмовцы снимали в Пскове революционную двухсерийную драму «Угол падения» по одноименному роману Всеволода Кочетова. Посвящена будущая работа 100-летнему юбилею Ленина. Где вождь Мировой революции, там Гражданская война, Петроград, и, конечно, разгром белогвардейцев.
В Пскове снимали эпизоды вступления в город отрядов Булат-Балаховича и его расправу над местными большевиками.
По традиции в фильмах, снятых в Пскове, всегда много массовых сцен, в которых с удовольствием участвуют местные жители. Репетиции перед съемками проходили на городском ипподроме, где псковские спортсмены предстали перед зеваками в экзотических нарядах: шапках, бурках и папахах. На помощь псковским физкультурникам приехали даже спортсмены из Москвы, у них действительно огромен опыт батальных сцен, например, в «Войне и мире».
В фильме были заняты известные актеры Анатолий Ромашин, Н Ариадна Шенгелая, Нина веселовская, Владимир Самойлов. Главный оператор Дмитриев Месхиев, с именем сына которого в Пскове начнется новая эра кино, о которой мы расскажем в следующих публикациях.