Русская провинция
Интересно, почему киношники в этот раз выбрали Псков, если действие романов происходит в городе на Волге? Это объяснял режиссер картины Геннадий Черняев.
«Действительно, место действия романа – Саратов, туда мы и направились, начали работу. Но в нынешнем Саратове не нашлось ни одного уголка, который бы напомнил русский город начала века. Пришлось искать другие адреса. А это оказалось трудным делом – новостройки неумолимо стирают облик старой русской провинции. Для трех серий «Первых радостей» выбрали город Калинин. Вернемся туда еще раз, когда своих повзрослевших героев придется возвращать в прежнюю обстановку. А для Саратова 1919 года выбрали Псков. Псковичи, на мой взгляд, берегут свой город. Застраивая окраины, они стараются сохранить своеобразие центра».
Кстати, в 1978 году роман Федина экранизировали во второй раз. В 1956-м была первая экранизация фильма, и довольно успешная. Но, по словам режиссёра, меняется время, люди и сам читатель уже по-другому воспринимают литературные произведения, по-иному оценивает происходящее в них. По-своему видит героев и тот, кто работает над фильмом. «Мне хочется показать не революцию сражений, сабельных атак, а то, как революция переворачивала сознание людей. Одни из героев безоговорочно приняли ее, другим нужно было пережить многое, чтобы прийти к ней и принять ее».
В Пскове снимали эпизод, когда писатель Пастухов, бежавший в Саратов с женой и сыном из голодающего Петербурга, разыскивает своего друга Цветухина в гостинице.
«Он узнал двор, хотя тополя еще щербатых асфальтовых дорожек сильно вымахали ввысь и загустели, - пишет Константин Федин. – Высокий красный дом, под своими похожими на сахарную бумагу колпаками крыш, как будто тянулся цыпочками к небу».
Роль красного дома «исполнил» Псковский областной театр кукол. Герой идет по узенькой улочке вдоль Великой, проходит мимо гостиничного окна, разговаривает с девушкой-дежурной. Эпизод дополняют лошадь, запряженная в пролетку, прохожие – старая дама в шляпке, барышня в высоких шнурованных ботинках, рабочий, художник в старой бархатной блузе. Это статисты – самодеятельные артисты народного театра «Строитель». А в главных ролях были заняты известные актеры: Евгений Лебедев, Николай Волков, Юрий Демич, Ирина Печерникова. А еще – солдаты Псковского гарнизона. Лошадей для кавалерийского эскадрона по традиции позаимствовали у псковского ипподрома.
Наши в кино
Привлекали для съемок и актеров Псковского театра драмы. Так, Владимир Свекольников, ныне народный артист России, а тогда еще начинающий актёр, сыграл в фильме роль начальника вокзала.
«Тогда я был еще, можно сказать, в начале творческого пути, - поделился воспоминаниями Владимир Степанович. - Хотя, может, с кино сложилось бы по-другому, если бы я выбрал для учебы ВГИК, а не училище имени Щепкина. Мне тогда отсоветовали выбирать институт кинематографии, мол, киноактеры - люди очень зависимые, роль можно всю жизнь ждать, а я грезил Малым театром, поэтому и выбрал «Щепку», стал театральным актёром. Кстати, это была не первая моя роль в кино. Я уже снялся к тому времени в картине «Смерть Вазир-Мухтара» в роли персидского посла. Там Грибоедова играл Владимир Рецептер. А Пушкина – Сергей Юрский».
После выхода в свет картины исполнитель главной роли Анатолий Азо (муж Ларисы Малеванной) даже прислал письмо молодому актёру, что тот был очень гармоничен в своей роли и очень хорошо смотрелся на телеэкране.
После этого амплуа в кино Владимира Свекольникова (а всего он сыграл в 7 кинофильмах) - герой гражданской войны. «Кругом голод, холод - самое то для моей комплекции, когда я исполнял роль то комиссара, то таможенника, три раза играл Якова Свердлова».
Вот и в 1980 году, когда в Пскове снимали эпизоды фильма «20 Декабря» по сценарию Юлиана Семёнова, Владимиру Свекольникову досталась роль вождя.
Фильм рассказывал о революционных событиях, о работе ВЧК. А карающий меч революции поднимают ее вожди. В роли Дзержинского выступал Михаил Козаков. Ленина сыграл Кирилл Лавров, а Свердлов достался Владимиру Свекольникову.
«Хлеб киноактёра не сладок, - уверяет Владимир Свекольников. - В 1988 году я снимался в картине «Хлеб – имя существительное». Так представьте, чтобы до места съёмок добраться, а дело было зимой, надо было ночь до Москвы трястись, потом на самолет – и в Саратов, потом до какого-то места на автобусе. Там встречала машина и везла в деревушку, к месту съёмок. А снега было… Тогда несколько человек в метель погибло. Это сейчас все в павильоне снимают, а в 80-е ради одной сцены надо было такой путь проделать…»
«Мы ищем таланты»
Но не только фильмы о гражданской войне да революции снимали в Пскове в 80-е годы. Например, здесь велись съемки «Обрыва» по роману Гончарова. В 1982-м в Пскове даже над кинокомедией работали. «Мосфильм» решил сделать весёлый добрый фильм. Молодой солдат, сержант Николай Горовой, после службы в армии возвращается в родное село и, преодолевая всевозможные трудности, поднимает на должную высоту колхозную художественную самодеятельность. Его намерения, упорство и завидное терпение оказались не напрасны: когда в село приехала телевизионная группа «Алло, мы ищем таланты», перед телекамерами развернулось яркое музыкальное зрелище.
Вот это зрелище, где танцуют дети, старики, молодежь (привлекали местные танцевальные ансамбли), где музыканты спускаются в обнимку со своими инструментами на парашютах и играют в воздухе марш, снимали в Пскове. И, конечно, на фоне нашей замечательной старины и природы. В этом фильме наряду с молодыми артистами снимались и признанные мэтры Лидия Смирнова и Олег Ануфриев. А музыку написал композитор Евгений Птичкин.
… В 80-е годы заканчивается эпоха советского кино и начинается новая эра уже российского кинематографа. Об этом мы расскажем в следующих номерах газеты.